Interview

RITCHIE BLACKMORE (with CANDICE NIGHT)

Рыцарь тишины

Mark Obert, Martin Scholz "Frankfurter Rundschau", 27 July 2002
Перевод: Олег Недоспасов (olegned@lycos.de) для www.deep-purple.ru




      -Мистер Блэкмор, вы каждый год проводите отпуск в немецких замках. Не надоело?

-Ни в коем случае. Я уже изучил почти все немецкие замки. Назовите мне какой-нибудь большой город, и я назову вам все близлежащие замки, где можно хорошо переночевать.

      -Франкфурт

-Я всегда радуюсь, когда мне не надо быть во Франкфурте. Я не люблю большие города. Окрестности Франкфурта, наоборот, хороши. Когда мы играли во Франкфурте, я часто ночевал в замке Таунус в Кроненберге, который находится между Франкфуртом и Висбаденом и которому больше 700 лет. Иногда я ездил через Висбаден и ночевал на берегу Рейна. Вы смотрите так скептически...

      -Мы внимательно слушаем.

-Я знаю, что немцы охотнее едут в Испанию, где больше солнца, но я приезжаю охотнее сюда, потому что вся великая музыка прошедших столетий была написана в радиусе 600 километров от Берлина. В Польше, во Франции, в Австрии, в Баварии. Ничего против Испании и Италии. Там родилась тоже хорошая музыка, очень страстная, и даже немного есть в ней цыганского. Кельтская музыка, напротив, немного лекговесная.

      -Немецкая музыка пятнадцатого века меланхоличная и унылая.

-Именно поэтому я её люблю. Она интенсивнее, глубже. Что-то есть в ней "темного". Когда мы здесь в Германии, мы чувствуем немного то мистическое время. Иногда мы прикладываем руки к крепостной стене, чтобы получить ту энергию. Камни рассказывают нам о старых временах, о том что происходило до и после них. Здесь в Германии очень хорошо всё сохранилось: дома, средневековые города, крепости на горах. Здесь я могу быть самим собой. Здесь корни нашей музыки.

      -Не расстраиваются струны в этих стенах?

-Чушь. Замки сегодня не имеют влажных стен, везде есть отопление или камины. Гитары расстраиваются только когда выходишь на улицу. Как всегда, я не могу писать средневековые песни в нормальной студии. Из студии я хочу сбежать. Там всё так удручает, как будто я опять в школе.

      -Звучит так, что вы не очень охотно туда ходили.

-Школа - холодное и стерильное место. Мой учитель физкультуры говорил мне: "Блэкмор, постарайся не стать преступником. Ты выглядишь ужасно виноватым". Я этого никогда не забуду.

      -Мистер Блэкмор, что есть такого в замке Waldeck, чего нет в других замках?

-Waldeck, наверное, самое красивое место вообще, потому что замок фантастический, такой живописный. Вечерами, когда появляется на небе луна, можно услышать из окна голоса заключенных, которые страются разбить свои цепи о стену и ругаются при этом низкими голосами.

      - Заключенные?

-Да. Слышится звук грохочущих цепей и потом доносится : "Ууууууууууууууууууу". Замок Waldeck был тюрьмой. В нем был суд. Рядом с судом была глубокая скважина, в которую тогда кидали ведьм и где потом их пытали. Как-то раз мы дружелюбно спросили, можно ли туда спуститься. Туда, где пытки проводились. Хозяин замка ответил: " Нет проблем. Я сейчас кое-что возьму с собой и вернусь". Мы думали, что он возьмёт ключ от ворот, а он пришёл со всеми инструментами палача. Сумасшествие! Он спустился с нами и показал нам все орудия пыток. И это в час ночи!

      Вы встречались с призраками в других замках?

-Постоянно. Прежний хозяин замка Rabenstein является нашим хорошим другом. Мы поинтересовались, есть ли у него фотографии призраков. У него были. Два туриста независимо друг от друга сфотографировали одного и того же призрака. У него была странная, расплывчатая форма. Вторая фотография была сделана через шесть месяцев после первой, и форма призрака была идентичной. Я уже много видел фотографий с непонятными явлениями, но тут я абсолютно уверен, что это был дух.

      -Почему вы так в этом уверены?

-Однажды мы вышли прогуляться по склонам горы и сделали несколько фотографий. Через пару недель мы обнаружили на фотографии тот же самый призрак. Он был рядом с нами, так что теперь есть уже три фотографии.

      -Как он выглядел?

-Как сверкающая энергия. Как огромная белая спираль. Великан, который вокруг себя вращается и изменяет свою форму, а затем возвращается к первоначальной своей форме. Как гектоплазма. Эти вращения, конечно, нельзя увидеть на фотографии.

      -Страшно было?

-Нет. Есть даже весёлые истории об этом. Например о том, как хозяин замка никак не хотел ложиться спать, сидел перед камином, выпивал и ждал встречи с призраком.

      -На фотографии?

-Нет, это хозяин другого замка. Однажды, когда он лежал в кровати, он услышал звуки. Вдруг какое-то существо открыло дверь и выбежало в коридор из его комнаты. Хозяин немедленно пустился в погоню, но существо пробежало вперёд по коридору, закрыло за собой дверь и исчезло. Способ, которым существо передвигалось, поверг хозяина замка в сомнения. Был ли это человек? А может быть какое-нибудь чудовище? Он до сих пор не уверен, хотя рассказывал, что это существо странно хромало, почти как собака. А никаких призраков в ту ночь не было. Таким образом, никто не мог его напугать.

      -В замках вы такой же неуступчивый по отношению к своим коллегам?

Candice Night : Иногда мы с друзьями играем в своё удовольствие перед костром или камином. У Ричи всегда проблемы с тем, что он не может воспринимать музыку, если играют не совсем идеально. Помню, как мы играли рождественские песни, и Ричи вышел из себя, когда кто-то сфальшивил. Он встал и ушёл со словами : "Вы должны сконцентрироваться на музыке. Вы звучите ужасно".

-Верно. Я не могу слышать, когда кто-нибудь фальшивит, и даже в дружеской обстановке.

Candice Night : Он со временем изменился и стал спокойнее. Правда иногда это до сих пор проявляется. У него всё должно быть идеально. Иногда это действует на нервы.


      -Что вы чувствовали, когда разбивали гитары?

-Я это делал не всегда. Иногда приходил такой момент, когда я чувствовал, что не могу усилить свою музыку. Это был пик. Вот тогда я разбивал гитару, как символ этого момента. Интересно, что иногда это происходило тогда, когда от меня этого не ждали. Зрители удивлённо смотрели и думали : "Почему вдруг сейчас он решил это сделать?". Это был своего рода внутренний импульс.

      -Вы разбивали уже акустическую гитару на концерте в замке?

-Нет. Сейчас я контролирую свою энергию, когда играю. Я должен быть сегодня чувствительнее, когда я при помощи музыки хочу передать свои ощущения, а также я должен уделять больше внимания своим коллегам в группе. Кроме того, разбивание гитар стало модой. Для некоторых это стало элементом шоу. Я часто видел это по телевизору и думаю, что многие ходят на концерты только из-за этого. Видимо они считают, что это что-то особенное. А мне однажды всё это надоело. С тех пор я этим не занимаюсь.

      -Правда, что вы ещё в годы хард-рока предпочитали ночевать в замке, а не в гостинице?

-Когда была возможность, я это делал. Знаете, иногда я ненавидел играть перед огромным количеством людей. Иногда я играл просто механически Smoke On The Water. Пам-пам-пам... А потом думал: "Ещё час и в замок, где я буду один". Раньше я всё время интересовался, есть ли рядом с тем городом, где мы играем, замок. Иногда я ехал туда на своей машине. Музыканты группы сначала были удивлены : "Ты нас покидаешь и едешь в замок?" Иногда они хотели поехать вместе со мной, но потом говорили : "Ричи, знаешь, тут в гостинице есть бар, и он всю ночь открыт. Мы лучше останемся здесь". В замке, конечно, бара нет. Там, вообще, ничего нет.

      -То есть это был своего рода отказ от декадентского рок-н-рола?

-Ну если вы так хотите. Помню концерт после объединения Deep Purple в Маннгейме в 1985-м году. Перед нами было 60000 зрителей. Мы переночевали во Фракфурте в гостинице "Kempinski", а затем нас доставили на концерт на вертолёте. Можете себе представить? После этого я должен был отдохнуть пару дней. Недалеко от Маннгейма я нашел замок. Там их много...

      -Вы сменили самую громкую группу в мире на очень тихую.

-Мы тихая группа, очень тихая. У нас почти всегда только акустичекие гитары. Требовалось время, чтобы я смог перестроиться на акустическую гитару с электрической. На электрической гитаре играют медиатором, а на акустической совсем другая техника звукоизвлечения, то есть пальцами. В начале всё время ломал себе ногти, иногда даже из пальцев кровь текла. Техника очень трудная. Аккорд рок-гитары с усилителем звучит очень жестко, да ещё эхо от него. На стадионе и не слушает почти никто. Перед маленькой аудиторией во время игры на акустической гитаре важна каждая нота. И мне это нравится.

      -Когда вам станет слишком скучно, можете опять играть Smoke On The Water в замке.

-Это было бы не так интересно. Вступление, если изменить немного темп, звучит как композиция в стиле ренессанс. Мы иногда играем это при помощи маленьких горнов, и это напоминает мне немного о том времени, когда я впервые услышал такую музыку. Мне было лет девять. Какой-то мальчик из хора пел мелодию Greensleeves, которая мне страшно понравилась. Я думаю много лет, почему эта мелодия так много значит для меня. Простое объяснение этому было бы, что я уже жил в том времени. А может быть и нет...

      -А кем бы вы были в том времени? Королём? Шутом? Рыцарем?

- Музыкантом, который ездил на лошадиной упряжке через леса.

Home   WWW . DEEP-PURPLE . RU