Interview

BERNIE TORME
Интервью с БЕРНИ ТОРМЕЙ

Dmitry M. Epstein, dm_epstein@usa.net
"Музыкальная Газета", г.Минск, Июль 2000
www.nestor.minsk.by/mg



      Имя Берни Тормей (Bernie Torme) знакомо практически всем поклонникам качественного хард-рока. В первую очередь, Берни прославился как участник группы GILLAN - искусство гитариста позволило ему не остаться в тени горлопана, давшего коллективу имя. Во вторую очередь - факт, впрочем, известный не столь широко, - господин Тормей заслужил славу и почет как человек, взявший на себя смелость сменить в команде Оззи Осборна трагически погибшего Рэнди Роудса. В-третьих, Берни Тормей... да, впрочем, хватит! Берни известен и сам по себе.
Поговорить с ним мне хотелось давно. А тут и шанс предоставился, да и свежий альбом подоспел.

Дамы и господа, встречайте - мистер Тормей!

      У тебя академическая степень по греческому языку. Он хоть как-то помог в карьере музыканта?

Вообще-то, нет - хотя, когда я играл в GILLAN, мы один раз гастролировали по Греции! Я изучал классический греческий в школе - думаю, то была последняя в Ирландии школа, в которой его преподавали. Язык мне нравился, мне было по-настоящему интересно, хотя я никогда не блистал: в университете же я учил язык на самом деле потому, что в классе было всего два ученика, и если бы нас "завалили", профессор валетел бы с работы! Благодаря этому, у меня была уйма времени для того, чтобы заниматься гитарой и играть в группах!

      Слушая твою музыку, я прихожу к выводу, что в первую очередь влияние на тебя оказал покойный Рори Галлахер. Так ли это? На твоем альбоме "Live" довольно явно ощущается влияние TASTE.

Рори сильно повлиял на меня, хотя он не был ни первым, кто оказал на меня влияние, ни основным: я впервые увлекся гитарой, когда где-то в 1964-66 годах услышал игру Джеффа Бека на синглах и альбоме THE YARDBIRDS. После него я "просек" Эрика Клэптона - Бек сменил его в THE YARDBIRDS, - игравшего в BLUESBREAKERS Джона Мэйалла. В конце 1966-го Клэптон ушел из BLUESBREAKERS, чтобы создать CREAM, и его место занял Питер Грин, который также сильно на меня повлиял. В начале 1967-го я услышал Хендрикса, который меня просто ошеломил, он и оказал на меня самое большое влияние. И только чуть позже я услышад Рори: он принимал участие в шоу талантов, транслировавшемся днем по воскресеньям на ирландском радио (оно называлось Radio Eireann). Я просто не мог поверить, что ирландский гитарист может ТАК играть! Впервые я увидел его в 1968-м или 1968-м, когда он вернулся в Ирландию после, как мне кажется, первого тура TASTE по Англии. Он выступал в дублинском клубе "Countdown", и в зале было всего десять человек! Это было что-то невероятное. Потом я много раз видел его и встречался с ним: это был яркий и очень очаровательный человек. Мы оба любили группы из трех человек.

      Композиция "Pearls" из твоего последнего альбома "White Trash Guitar" звучит в духе многих песен Галлахера - к примеру, "Out On The Western Plains" - и, к тому же, напоминает "Cowboy Song" THIN LIZZY. Почему ирландские музыканты так любят играть кантри?

"Pearls" и в самом деле в долгу у этих двух песен! Не могу сказать, почему ирландским музыкантам так по душе этот стиль: полагаю, потому, что у него есть нечто общее со свободой и открытыми пространствами - впрочем, я лично испытываю большую симпатию к индейцам, а не ковбоям!

      В вышеупомянутой "Pearls" ты поешь: "Outlaw life is a life for me". Ты намеренно процитировал, чуть изменив, строчку из "Cowboy Song"?

Я этого не заметил, но сейчас, когда ты обратил мое внимание, - да, думаю, да, процитировал - но, разве что, подсознательно.

      И снова о "Pearls". Ты поешь: "I've been through drugs". Ты действительно принимал наркотики? В какой период жизни?

Думаю, мне следовало бы сказать, что довольно долго принимал - время от времени, хотя я бы не сказал, что был в наркотической зависимости. Это началось во времена панка и тянулось до конца восьмидесятых, когда я заболел по-настоящему. А правда заключается в том, что все так скучно.

      Насколько серьезен ты был, заявляя, что ты - панк?

Ну... Мне нравилась эта энергетика и жизненная философия "А идите вы на...". Мне действительно было по душе, как все всё делали дешево и сердито и не ждали одобрения и денег от крупных записывающих компаний. Мне было по вкусу альтернативное отношение к жизни и тот факт, что впервые с конца шестидесятых годов всем заправляли группы и публика, а не денежные машины записывающих компаний.

      Не трудно ли тебе было переключаться с рок-н-ролла на панк, потом - на блюз и так далее? Какой стиль ты любишь больше всего?

Нет, отнюдь - я просто играл одно и тоже! Ритм-секции играли по-разному, песни были разные, но старый шумный я оставался одним и тем же! Хотя, вообще-то, я рокер с блюзовыми влияниями: я бы не назвал себя блюзменом, хотя мне и нравится блюз. И я по-прежнему люблю панковскую энергетику!

      Панки явно не любили арт- и хард-роковые команды. Не было ли желания отказаться, когда тебя пригласили играть с Иэном Гилланом?

Нет, по крайней мере, не тогда. Самую большую неприязнь, которую я припоминаю, я испытывал, когда моя панковская команда работала на "подогреве" у WHITESNAKE - непосредственно перед тем, как я присоединился к GILLAN. Аудитория WHITESNAKE ненавидела нас! У GILLAN же была очень смешанная аудитория - и панки, и все прочие: возможно, потому, что мы играли материал типа "Secret Of The Dance", "Roller" и "Unchain Your Brain" - быстрые, энергичные вещи.

      Кто пригласил тебя, Гиллан или МакКой?

Иэн Гиллан, хотя именно Джон МакКой практически заставил Иэна пойти и посмотреть, как я играю.

      И что ты думал о Иэне в то время?

Он был моим кумиром - я любил PURPLE. Любил его голос. Он казался мне весьма приятным парнем.

      В GILLAN вы прослушивали на место барабанщика Иэна Пейса. Что, его и в самом деле нужно было прослушивать человеку, хорошо с ним знакомому? Почему его не приняли - он был недостаточно хорош?

Он определенно был хорош! Он не играл около года и чувствовал себя не в своей тарелке, но пришел и сыграл - и был просто великолепен, хотя и испытывал определенные трудности после исполнения "Secret Of The Dance" - из-за того, что у него только одно легкое, и из-за того, что долго не репетировал. Он сыграл блестяще, но потом вынужден был пять минут отлеживаться на полу. Он не захотел войти в состав из-за наших быстрых композиций, сказав, что больше не испытывает желания играть подобные вещи. Я думаю, что свою роль сыграло и то, что его пригласили играть в WHITESNAKE вместе со старым приятелем Джоном Лордом.

      Не кажется ли тебе, что в группе GILLAN преобладали клавишные, а не гитара - по крайней мере, в студии?

Да, это так: это всегда вызывало споры и было одной из причин того, что в конце концов я ушел.

      Я полагаю, большая часть материала альбома "Mr. Universe" была написана до того, как ты вошел в состав, и именно поэтому ты указан в качестве соавтора только в "Puget Sound"?

Да, так и есть, хотя в "Roller" я внес гораздо больше изменений и дополнений, чем в "Puget Sound". А причина того, что меня указали в "Puget Sound", а не в "Roller", была чисто политической.

      Чья это была идея использовать игру слов и сказать, что альбом "Future Shock" был спродюсирован "by Wan-Kin"?

Иэна. Джон МакКой сделал миксы, которые команда не одобрила. Иэн и Чес Уоткинс все перемикшировали, тем самым обидев МакКоя. Использованы были миксы Иэна, но он не хотел, чтобы было указано его имя. Так что указан был Wan-Kin.

      Самыми успешными синглами GILLAN были "Trouble" и "New Orleans", на которых ты сыграл столь отменно. Кто придумал записать старые рок-н-ролльные стандарты?

Полагаю, что я: для нас вечно было проблемой находить синглы и Virgin - наша записывающая компания - начала терять интерес. Наш первый сингл для Virgin, "Sleeping On The Job", добрался до 33-й позиции в хит-парадах, но единственная телекомпания, вызвавшаяся его раскручивать, проводила забастовку, так что мы так и не попали на телевидение, и сингл провалился, так как не транслировался. Следующий сингл, "No Easy Way", вообще прошел незамеченным. Я упомянул о рок-н-ролльном кавере Мику, и ему идея пришлась по душе, мы вдвоем изложили ее Иэну, и он, будучи большим поклонником Элвиса, посоветовал взяться за "Trouble". "New Orleans" же случился благодаря тому, что МакКой в то время продюсировал группу Дженика Герса, и Иэн посоветовал им записать эту вещь, чтобы заполучить хит. Они отказались от песни, и вместо них записали ее мы.

      Дженик Герс сменил тебя в составе команды. Посмотрев на твои с ним фотографии, я предполагаю, что вы дружите. Так что - это ты позвал его?

Нет, МакКой, хотя я встречаю Дженика время от времени и считаю его своим другом.

      Ты общаешься с Гилланом?

Нет, сейчас нет. В последний раз мы виделись в году 1990-м - 1991-м.

      А как ты связан с IRON MAIDEN?

Я дружу с Брюсом Дикинсоном, хотя давно его не встречал, Джеником, и, разумеется, Клайв Барр, с которым я играл в DESPERADO Ди Снайдера, долгое время барабанил в MAIDEN. И вообще, Рон Ребел, игравший на моем альбоме "Live", был ударником MAIDEN еще раньше!

      Альбом "Turn Out The Lights" ты записал, будучи еще в GILLAN. Тебе хотелось сменить направление, или же группа отказалась от каких-то твоих песен?

От песен никто не отказывался, хотя "Turn Out The Lights" и является переработкой риффа "Tobacco Road", который я использовал и в "No Laughing In Heaven". На самом деле, мне нужно было спустить пары и получить удовольствие от того, что занимаюсь чем-нибудь другим. Это не должно было превратиться в альбом, который я выпустил, уйдя из GILLAN!

      Свою группу ты назвал ELECTRIC GYPSIES. Думается, ты припомнил Хендрикса, когда придумывал название (Electric Ladyland + Band Of Gypsies), да?

Да, и Хендрикс всегда звал себя электрическим цыганом. Мне нравится этот образ.

      Как так вышло, что во время выступления GILLAN на сцене появился Ричи Блэкмор? Что ты думаешь о Ричи?

Ричи пытался убедить Иэна присоединиться к реформированным PURPLE. Поэтому он и пришел; это было здорово - играть с ним. Он - один из великих.

      А как ты связался с Оззи Осборном? И почему так ненадолго?

Мне позвонили из записывающей компании Оззи и попросили отправиться в США и помочь ему завершить гастроли, так как его гитарист, Рэнди, трагически погиб. Мне не хотелось, ведь я только-только расстался с Иэном, мой сольный тур начинался через пару дней, да и "Turn Out The Lights" был на подходе. Но меня уговорили. Сперва мне сказали, что турне Оззи заканчивается через месяц, потом - через три, затем - через шесть. Мне не хотелось втягиваться в это дело так надолго - в то время я был морально сломан, уйдя из GILLAN и потеряв в этой группе друзей. (Члены группы GILLAN после моего ухода не разговаривали со мной два года.) К тому же, распадался и мой брак. Одно к одному - я был в плохом состоянии. Мне просто хотелось успокоиться, вернуться к действительности и снова поиграть ту музыку, которая была мне по душе. Я не думал, что стадионные концерты в Штатах на протяжении шести месяцев пошли бы на пользу моей умственной стабильности! Так что я подождал, пока мне не подыскали хорошую замену, и вернулся в Лондон. Очень многие понимают это превратно: я люблю Оззи - это очень приятный человек, но тот конкретный тур имел не много общего с музыкой - ни один из нас не мог расслышать на сцене, что играли остальные. Это было не слишком весело, хотя я очень рад, что смог выручить Оззи и его группу.

      Трудно ли было оказаться заменой Рэнди Роудсу? Какова была реакция поклонников?

Да, трудно. В музыкальном отношении выучить его партии было крутым поворотом, так как он был феноменальным гитаристом. Мне кажется, я неплохо справлялся с работой, хотя, быть может, и не с самого начала! У меня было всего три дня, чтобы все выучить. У меня есть несколько бутлегов из "Madison Square Garden" и еще откуда-то, и на них я играю очень даже хорошо. Поклонники же были очень добры ко мне: они горячо меня приветствовали и выказывали хорошое отношение. Ни разу не дали мне почувствовать себя стесненно по поводу замены Рэнди.

      Не мог ли бы ты рассказать парочку историй о времени, проведенном с Гилланом и Оззи?

Я полагаю, мое лучшее воспоминание о Гиллане относится к моменту, когда мы оказались в "Carlyle", мрачной гостинице на севере Англии, на самой границе с Шотландией. Накануне вечером мы отыграли концерт, вернулись в эту маленькую гостиницу, поднялись утром на завтрак, а там - ничего: все, что было в наличии, - неисправный автомат для приготовления кофе в холле, размером с две телефонные будки. Мы чувствовали себя холодно, голодно, угнетенно и всем этим были сыты по горло. А потом раздается звонок из нашего лондонского офиса, и нам сообщают, что наш первый альбом "Mr. Universe" добрался в хит-параде до одиннадцатого места. Вот это было чувство!
Оззи? Там не было особо много забавных историй, то было несчастливое время для Оззи и группы: единственное, что припоминается, это как мы играли в "Madison Square Garden". За сценой и в служебных помещениях с предыдущего вчера остались животные и оборудование Московского государственного цирка! Это было так странно - животные за сценой, проходить мимо них перед концертом и после.


      Давно ли ты был знаком с Ником Симпером, первым басистом DEEP PURPLE, до того, как тебя пригласили играть с ним в QUATERMASS II?

Я вообще не был с ним знаком, он оказался другом Мика Андервуда.

      Расскажи немного об этой группе, пожалуйста.

Это был проект Мика, он попросил меня сыграть с ним. На тот момент я какое-то время не играл, но получил настояшее удовольствие от пары концертов, и Мик попросил меня играть на постоянной основе. Мы кое-что записали, но я жил в 150 километрах от остальных, так что с этой точки зрения все это было не слишком реально.

      Как тебе вспоминается работа в ATOMIC ROOSTER?

Уйма удовольствия и всегда очень сложно: Винсент Крейн - великолепный музыкант. Он рассказывал мне о временах, когда джемовал с людьми вроде Хендрикса.

      Каково это было - играть вместе с Дэвидом Гилмором?

Тогда мы с ним ни разу не встречались, хотя и виделись впоследствии. Он записал свои партии до меня - да, и одно из моих соло заменило одно из его! Так предпочел продюсер, Том Ньюмен: я не знаю, что об этом думал Дэвид.

      А как ты вышел на Ди Снайдера?

Ди сам позвонил мне, он услышал мою запись и решил, что было бы нееплохо поработать со мной.

      Твой последний альбом называется "White Trash Guitar". "White Trash" - "белой рванью" в США 19-го века звали белую бедноту. Почему ты выбрал это название?

Кто-то из моей дистрибьюционной компании в Англии так описал мою манеру: "рваная белая гитара"! Мне это понравилось. Хотя моя манера основывается на блюзе, я не могу претендовать на звание блюзового гитариста. А ирландцев часто называли "европейскими ниггерами". Быть может, они были ближе к белой бедноте! Мне название пришлось по вкусу, так что я использовал его. С другой стороны, я осознаю факт, что Ирландия, в которой я вырос, была очень бедной страной: когда в 1974-м я переехал в Великобританию, то не мог поверить, что в Лондоне может быть такое богатство и великолепие, - хотя там и были бедные, в общем это - очень богатое место. Пусть я прожил в Британии много лет и здесь сейчас мой дом, я по-прежнему чувствую некоторое отчуждение - из-за своего происхождения. От этого не отделаться: это в какой-то мере ощущение "белой рвани". Хотя, конечно, сейчас расцвела и Ирландия.

      Почему в "White Trash" вошли две версии композиции "Credibility Joe"?

Это чтобы записывающая компания могла использовать дополнительный мини-альбом в качестве промо-сингла. Я же хотел, чтобы это было частью альбома. Несколько иной микс, хотя это вряд ли заметно.

      Я не могу толком узнать, чем сейчас занимаются Джон МакКой и Колин Таунс. Не скажешь ли пару слов о тех, с кем работал?

Колин Таунс в настоящее время работает над музыкой для кино и телевидения и преуспевает в этом. Больше всего он любит - и всегда любил - джаз. Он выпускает свои альбомы и записи других артистов на собственном лейбле Provocateur Records. Колин ни с кем не станет разговаривать о своем пребывании в GILLAN, у него остались нехорошие воспоминания об этом периоде. Это - очень хороший человек. Он очень занят и не любит рассказывать о былом.
Джон МакКой делает уйму работы для Angel Air Records, подбирая и продюсируя материал.


Home   WWW . DEEP-PURPLE . RU



женские замшевые полуботинки