Live



DEEP PURPLE
18.08.01, Gampel, Switzerland.
Open Air

Андрей Горохов, andreigorokhov@yahoo.com
Специально для www.deep-purple.ru



      Безо всяких оговорок это был триумф. Победа фестивального дня с участием Purple над другими тремя была оглушительной. 18 000 зрителей против, например, 8000 на особо рекламируемом по всей Швейцарии ди джее Bobo (помимо фестивальных у него были и отдельные афиши). Конечно, не всех зрителей можно засчитывать - кто-то завис в многочисленных барах, кто-то просто не успел проснуться (хотя Purple начинали в 23.30), но всё равно количественные показатели впечатляют. В любом случае музыку было слышно отовсюду (если иметь ввиду территорию фестиваля), а, стало быть, и цифры эти не дутые (они, кстати, взяты из местных пунктуальных газет). Лично я был удивлен. В Гампеле было несколько реально модных коллективов, но как оказалось, все ждали Purple.
      После престижного, но камерного фестиваля в Монтрё (он был в июле) в Швейцарии начался сезон всевозможных OPEN AIR. Фестиваль Paleo в Nyon, ирландской музыки в Veysonnaz и т.д. Наконец, очередь дошла до деревни Гампель, где уже в шестнадцатый раз разбивают палаточный лагерь, ставят несколько сцен (в этом году их было три), завозят пиво, протягивают электрические сети и приглашают музыкантов со всего мира. Просмотрев почти всю рекламу швейцарских рок- и поп - фестивалей, я не встретил ни одного русского названия. К сожалению, мы до сих пор не выбрались даже на обочину европейской поп-автострады. Алсу не помогла. Деревня немецкоязычная (для рок-музыки, как я заметил, это лучше), хотя кантон, в котором она находится, в основном говорит на французском. Место было выбрано красивое - между двумя горными хребтами (один лысый, другой лесной), на берегу реки Rhone, впадающей в известное всем поклонникам Purple Женевское озеро. Река быстрая и холодная - купаться невозможно. Четыре фестивальных дня. Самый продолжительный - субботний (10 коллективов, с 13.00 до 3 ночи, но практически до утра). Deep Purple были именно в субботу, что, конечно, позитивно сказалось на посещаемости. Обещали дожди, но обошлось. Большая сцена (под условным первым номером) защиту от дождя не предусматривала. Простой народ съежался на автобусах, которые ежечасно ходили от вокзала и других актуальных транспортных пунктов. Входной однодневный билет стоил 62 CHF (примерно 35 долларов). Полиция дремала. Честно говоря, я вообще ни одного полицейского не встретил, но по себе знаю, что в Европе они появляются при первой же необходимости. Молодежь была настроена добродушно, потому что было где отоспаться.
      Конечно, приезжать на Deep Purple за 9 часов до их выступления абсурдно. Но хотелось посмотреть женевскую группу Demilliac (по фамилии вокалиста группы Фреда Демильяка), где играет знакомый басист. Проект свежий (два года подготовки и около полугода публичной работы), но музыканты опытные. Они начинали в три часа, и выступили довольно здорово. Группа на 90 процентов англоязычная (одну песню на родном французском они все же спели), недавно выпустила альбом. Начала звучать на радио, отыграла на многих фестивалях этого сезона. Короче, успех. У них богатый аккомпанемент, но маловато мелодий. В проспекте фестиваля их представили, как удачный микс поп-гранжа (Radiohead) и рок-мейнстрима (Bryan Adams). Спорить глупо, да и не в музыке дело. Интересно другое. Я попробовал собрать информацию о том, как удается выживать подобным группам в Швейцарии - стране, откуда молодые творческие люди в основном уезжают. Считается, например, что амбициозным артистам надо сваливать в Париж или Нью-Йорк. Выяснилось, что все музыканты (кроме Фреда) имеют постоянную работу, а музыкой занимаются в свободное от неё время. Есть менеджер. Приличной загруженности концертный график (обязательно оплачиваемый) не мешает развивать карьеру в офисе. Ситуация во многом правильная, если не идеальная в данном или подобном случае, социально защищающая участников группы. Общая репетиционная и студийная деятельность в сущности не требует большого количества времени, а концерты - это вообще в основном удовольствие. За эфиры группа не платит, на фестивали попадает обычным путём - рассылает пресс-релизы и демо, хотя менеджер сказал, что это очень непростая работа.. Бюджет первого диска был поделен между рекорд-компанией и группой как 2:3. Диск я видел во всех крупных магазинах. Схожая с российской ситуация для инди-группы, способной, однако, и поторговаться.
      Мы выспались на берегу реки, покормили яблоками ручных ослов, сами перекусили и двинули на территорию. Уже откровенно смеркалось. С большой сцены звучала музыка явно качеством выше, чем днем. Это были k`s Choice. Еще одни звезды фестиваля. Бельгийские Cranberries. Уже пять альбомов. Вполне МТВ-шный стандарт. Фестиваль просыпался, народ начал активно заполнять так называемый партер. Здесь нельзя было зевать, иначе пришлось бы рассматривать Deep Purple в подзорную трубу.
      Хедлайнеры не заставили себя ждать. Они вышли на сцену минут на десять раньше. Все хорошо, но нет Джона Лорда. Я начал было фыркать и объяснять дружкам, что нас подставили. Но через пару песен Гиллан объяснил, что Лорд болен и сегодня играет Дон Эйри. Я успокоился - все-таки не варяг, родной человек. Сам Гиллан вышел в оранжевой безрукавке (точь в точь, как на путейных рабочих), я его и не сразу узнал - подумал, что какой-то хмырь из техобслуги. Группа начала с "Woman From Tokyo", народ взвился. Моментальный контакт. Чего еще надо? Игрались только хиты, и только из репертуара Гиллана. С него и начнём, тем более, что дата швейцарского концерта почти совпала с днём его рождения. Я давно не слежу за группой (а потому, возможно, ошибаюсь), но думаю, что голос у Гиллана сел. Я начал прислушиваться к этому со времен его московского сольника, но, думаю, что это началось ещё раньше. Уже на "Perfect Strangers " что-то было не так. Стив Морс несколько раз явно прикрывал фальцеты вокалиста, и чуствовалось, что прием этот наработан. К чести Яна Гиллана надо признать, что вокальные партии (в отличии, скажем, от Дилана - еще одной жертвы процесса голосового старения) он не меняет, стараясь выпевать все родные ноты. Пусть и под прикрытием блестящих музыкантов. На "Спящем короле" он просто надорвался. Возможно на свежих записях это не так заметно, это новая музыка, и создавалась она с учетом реальных на сегодняшний день возможностей артистов. Но такую музыку они на концерте не играли. Гиллан был менее всего похож на рок-легенду - стриженный увалень, улыбчивый и простодушный. Старушка Швейцария ему как родная, его тут на руках носят, последнюю рубашку отдадут. Песню о сгоревшем в Монтрё казино он приберег на десерт, когда многотысячная толпа уже была готова разрыдаться в её ожидании. Попсово, но оправдано. Навряд ли было бы интереснее без таких штампов - я бы первый и заскучал. Морс слегка поправил рифф " Smoke On The Water ", чтобы заманчивее звучало. Время показало, что эта песня остается и уже навсегда останется самой популярной у группы. К радости швейцарцев она напрямую связана с их родиной. Для Гиллана поставили конги (не уверен, что честно подзвученные), чтобы не скучал. Когда-то в вокальных паузах он использовал губную гармошку (очень навязчивую), теперь же - перкуссию.
      Что происходит с Deep Purple? Чего от них ждать, и чего уже никогда не дождаться? Упорно не распадающиеся легендарные группы (по своим составам лишь отдалённо напоминающие о золотом времени) редко вызывают симпатию. Застывшее искусство, тиражируемое для провинциалов (чаще - Восточной Европы). Редкие записи, бесконечные архивные редакции, обилие концертных туров, относительное благополучие. Больше концертов - лучше продаются старые пластинки. Таковы ли Purple? И что вообще могут в этой ситуации сохранить порядочные люди? Обаяние, отсутствие позы, и, конечно, высокое мастерство. А главное - искреннее желание играть. Ведь еще столько людей не слышали Deep Purple вживую (я сам был на их концерте впервые)! Ну и что, что нет Блэкмора? Ну и что, что Ковердейл и его репертуар нравится кому-то больше (например, мне)? Блэкмор - трудный человек, а молодящийся Ковердейл до сих пор на сцене изображает из себя монстра. Быть может, с ними бы всё и не получилось так складно и симпатично. Группа отказалась от претензий прогрессивного рока 70-х годов и бескопромиссно зарабатывает, принося радость большим группам людей разных возрастов. Да и надежда на новую оригинальную запись остается. Пальцы бегают, деньги имеются, почему нет?
      При всем своем обаянии Гиллан все же остается самым уязвимым музыкальным звеном группы. Неформальным музыкальным лидером на этом концерте (возможно благодаря отсутствию Лорда) был Стив Морс. Дело не только в его хорошей технике и отличном звуке. Скромный, стилистически гибкий музыкант, исполнявший давно проверенные риффы с минимальным рвением. Мне показалось, что в рамках старого (и чужого для него) материала ему было тесновато. Надо все же купить пластинку Purple с его участием - боюсь, что нафталиновый концерт не дает полное представление об этом артисте. Морсу (как и всем остальным) были выделены несколько минут для индивидуального попурри - он показал коллаж, состоящий из известных рок-цитат (как старому дилановеду мне было приятно, что Морс использовал вступление "Mr.Tambourine Man ", да ещё в версии Роджера МакГуинна). Дон Эйри, например, в подобной ситуации начал зачем-то микшировать Гершвина, Моцарта, Баха и т.д., все это звучало нефортепианно и слушалось, как откровенный закос. Провинциально. Блэкморовщина. У клавишника стоял натуральный хаммонд с механическим лесли. Я бы на его месте (если бы умел играть) вообще больше ничего из клавиатур не использовал. Движение звука (по научному - флуктуация, кажется) напоминало хлюпающую, зевающую пасть чудовища. Я не понял, как Эйри управлял вращением лесли - не то педалью, не то динамическими клавишами. Не важно. Когда звучал хаммонд, я забывал про отсутствие Лорда. Дон Эйри, конечно, картины не портил и одеяло на себя не тянул. Адекватная замена, тем более, временная.
      Гловер и Морс развлекали публику затёртыми рок-н-ролльными штучками - качали гитарами, как лопатами, перебрасывались нотами и т.п.. Тоже сиптоматичный ход - мол, отшучиваемся, иронизируем. И всё с улыбочкой, без напряжения. Представьте себе портрет, допустим, гордого Бетховена, но с подрисованными усами или бычком в зубах. Подобной живописью (в отношении себя, конечно) занимаются теперь Deep Purple.
      Ритм-секция звучала убойно. Иначе не скажешь. Был интереснейший кусок на двоих, показавший что прокачать несколько открытых гектаров им ничего не встанет. Бочка насквозь пробивала грудь, а бас бальзамировал эту сладкую рану. С таким мощным фундаментом здание Purple никогда не развалится. Ян Пэйс в отличии от Эйри не умничал и отстучал своё соло традиционно - показал звучание каждого элемента своей кухни, как бы разобрал её по частям. Такой маленький мастер-класс.
      Гиллан, похоже, и сам не ожидал такого подарка к дню рождения - народ буквально стелился от удовольствия под его ногами. Фантастик, манифик, мерси, данке - на всех швейцарских языках он благодарил зрителей. Праздник удался. Его официально поздравили, вручили подарок. Для этого на сцену поднялись полуголые девицы (перед концертом они рекламировали местное молоко). Публика в этот момент одобрительно загудела. Гиллан, конечно, грузноват, но на свои 56 лет не выглядит (во всяком случае в 20 метрах его возраст не ощущался). Приятно было и то, что народ угорал как-то по-лёгкому, весело, без агрессии.
      Всегда очень грустно наблюдать, как пустеет и остывает партер, но после концерта зрители никуда не торопились - программа на Deep Purle не заканчивалась - был ещё мощный фейерверк и пародийное шоу Sixties Club. Да и многие остались ночевать на территории.
      Мировой тур затеянный Deep Purple наполовину американский. Значит группу помнят и любят в Штатах, не все динозавры могут этим похвастать. Наверняка швейцарское шоу шло под кальку. Это видно по сет-листам. Но сути это не убивает - качественная музыка, даже сыгранная много раз, на концерте звучит интересно. Тем более, для фэна, живущего с этими песнями 20 лет.
Home   WWW . DEEP-PURPLE . RU