Концерт в Санкт-Петербурге:
The Unrisen Storm
22.04.06, Санкт-Петербург, Россия.
Большой Концертный Зал "Октябрьский"
3000 зрителей
Cartouche
Queen For A Day Part I, II
Minstrel Hall
Under A Violet Moon
Past Time With Good Company
Soldier Of Fortune
Durch Den Wald Zum Bach Haus
Ariel
Home Again
Fires At Midnight
Renaissance Faire
Diamonds And Rust
Child In Time / Mond Tanz
I Still Remember
Clock Ticks On
Mr.Peagram's Morris And Sword
Encore:
Difficult To Cure / St.Teresa
Blues
Black Night
Продолжительность: 2 часа 10 мин
В Питере погода, как известно, может меняться от прекрасной до мерзкой 4 раза за 3 часа. Предсказать, что будет в течение следующих 20 минут - невозможно физически. То же относится и к поступкам и настроению людей. Что-то предугадать немыслимо. Что произойдёт вечером - даже самому богу интересно.
Субботним вечером 22 апреля я болтался у Октябрьского с полным ощущением того, как приятно мне будет послушать тихую, сладкую, романтическую музыку группы, ставшей для меня родной ещё с прошлого приезда, отдохнуть душой, вспомнить многие моменты жизни, связанные с этими песнями, повеселиться над хохмами Блэкмора, Кэндис и всего коллектива. И у меня даже в мыслях не было, что этот концерт окажется лучшим из всего, что я видел раньше, что поздним вечером на выходе из здания концертного зала в течение минут 20 я буду повторять одно непечатное слово, означающее полный восторг, что жизнь разделится одним вечером на 3 периода - до, на и после.
К шести часам зрителей стали запускать в здание, а через полчаса холл был набит битком. Сразу про себя отметил, что публика пришла совсем другая, чем в 2004-м. Меньше было целующихся молодых парочек, меньше фэнов средневековья в старинных костюмах, меньше старых добрых питерских culture vultures. А вот не очень молодых дяденек, пришедших посмотреть на Блэкмора, ожидающих старого доброго Deep Purple и не всегда трезвых, было больше. В какой-то мере это стало одной из мелочей, определивших атмосферу концерта.
Пока я бегал в толпе, безуспешно пытаясь отыскать несколько знакомых людей, шёл саунд-чек. Как только за дверью в зрительный зал раздались звуки Ariel, пространство у двери сразу наполнилось народом. Сразу про себя отметил довольно тяжёлую обработку репетируемой песни. Небольшое соло Ричи Блэкмора - просто пририсовал свой кусочек к картине. Через 5 минут группа за дверью грянула ещё одну не очень легковесную песню - Storm. Ричи играл на акустике, но всё равно - рок-н-ролльно, мощно. На концерте эта песня не прозвучала, так что пришлось довольствоваться тем, что слышал из-за двери.
Зрительный зал заполнился буквально сразу же, некоторые граждане ещё отходили на предмет выпить. На сцене - как всегда, бочонки, пара копен сена, метёлка, маскирующие барабанную установку кустики. На заднем плане - какая-то картонная конструкция в виде деревенских крыш и полотно непонятного цвета по-над крышами.
Где-то в 19.15-19.20 вышла группа "Шервуд", сыгравшая 6 или 7 песен в стилистике народных английских (?) мелодий. 3 песни были спеты по-русски (что-то даже из Бёрнса прозвучало), 1 по-английски, и 2 или 3 инструментала. Интересные ребята. Играли от души, особенно старался скрипач, время от времени руководивший в стиле Блэкмора всем процессом. Ничуть не пугались свистов и пьяных окриков. Ма-лад-цы.
Ещё некоторое время настраивали инструменты и аппаратуру. В колонках звучала музыка испанского происхождения с женским вокалом. Потом ещё какие-то инструменталы, по-моему, немецкого происхождения. Под конец технологического перерыва, когда рычали даже трезвые зрители, запустили в колонках песню "Down At The Old Mill Inn" (наверно, с намёком), и стало ясно, что после этого уже ничего не запустят в колонках, а начнётся концерт. Под финальные аккорды свет в зале погас, и на сцене тоже, тускловатый пурпурный прожектор осветил фигуру Ричи Блэкмора. Как всегда, Ричи появился эффектно.
Видно было, что Ричи очень волновался - всё-таки концерт задержался на час с лишним, а саундчеком музыканты просто физически не могли остаться довольными. Волнение это передавалось в нервный перебор струн на какую-то тему. Постепенно Блэкмор успокоился, сказал сам себе: "Пора" и заиграл вступление к "Cartouche". Тут же сцена осветилась полностью, и группа заиграла с невиданным задором! Блэкмор и сэр Роберт время от времени пританцовывали, Малкольм стучал хлёстко и громко, и всё это опрокидывалось в невероятно проникновенный вокал Кэндис Найт и Sisters Of The Moon. Первые две песни были исполнены просто на одном дыхании. Оказалось, что простыня непонятного цвета за крышами картонной деревни - это экран для некой видео-декорации. На экране появилась луна и медленно проплыла под звуки Queen For A Day от края к краю сцены.
Тут же Кэндис объявила инструментал, сублимирующий воспоминания Ричи о путешествиях и далёких краях. Ричи, уже спокойный, уже почти улыбающийся, исполнил Minstrel Hall на фоне убегающих облаков. Не совсем сурово и печально, как, скажем, на альбоме, а с оттенком лёгкой грусти. Аккомпанировавший ему сэр Роберт так это и делал - грусто улыбался. В таком бы настроении композиция и закончилась бы, если бы не один забавный эпизод под конец: на сцену вышел техник, что-то собрал и ушёл, а за ним на сцене появился некто в костюме ушастого кролика шоколадного цвета, прошёл мимо музыкантов, виляя задом, помахал кому-то рукой и скрылся. Ричи посмотрел ему вслед, будто бы говоря: "Испортил песню, дур-рак!" и саркастически доиграл последние аккорды. Получилось даже весело.
Кэндис объявила песню Under A Violet Moon - и снова над картонными домиками выплыла полная луна. Лошадиная доза драйва, пафосное соло барда Дэвида, a lot of cheers... в этой песне и определилось настроение всего концерта.
Надо всё-таки отметить, что звуковики "Октябрьского" поиздевались над звуком на славу. Если на прошлом питерском концерте фонил только бас, то в субботу грязь просочилась и в микрофон Кэндис, и иногда в гитары (особенно в Фендер), сильно фонила скрипка Тюдор Роуз. Один раз в конце концерта неожиданно сильно запищал микрофон Кэндис - как оказалось, парень отошёл от пульта в сторону покурить. Слава богу, отошёл недалеко, успел вернуться, настроить как надо. Звук был выведен довольно мощно - никогда я не слышал, чтобы Blackmore's Night играли так громко.
Вторая ложечка дёгтя - это пьяные выкрики "почитателей старого доброго рока". С одной стороны, аукнулась задержка концерта на час с лишним. С другой - слишком много их пришло, почитателей. А довольно тяжёлое звучание группы только добавило повода покричать, посвистеть и поулюлюкать. Иногда даже было стыдно за Питер.
Так концерт и проходил, в powerful mode. Думаю, и музыканты это тоже ощущали, и иногда специально утяжеляли аранжировки. После безумно стремительной Under A Violet Moon была исполнена лирическая Soldier Of Fortune и сильный инструментал "Через лес к домику у ручья" (кажется, так переводится). Ричи и Боб снова пустились в пляс под грохот бочек Малкольма, а потом дали посолировать скрипачке Тюдор Роуз. Та под радостный шум исполнила "Подмосковные вечера" и импровизацию на какую-то классическую тему.
И тут-то концерт стал разворачиваться в кульминацию - Кэндис объявила песню из прошлого, память о легендарной "Радуге" - Ariel. Снова осветился экран, и на фоне грозового неба с сияющей радугой, под рёв зрительного зала, Ричи Блэкмор и его группа предстали во всём величии. Скорбный перестук барабанов, звериный рык ричиного фендера, Кэндис поёт 2 куплета и ещё половинку, которая не входит в традиционное исполнение. Поёт, как всегда, лирически, со всей душой, но и у неё голос дрожит. И уже снова ревёт голосом раненого тигра гитара Блэкмора, стонет и рыдает. В этот момент я и понял, почему его прозвали Prince Of Darkness. Более мрачного зрелища видеть не приходилось, казалось, что тучи наплывают с экрана и сгущаются над головой гитариста. Он отбрасывает слайд, и дьявольские стоны прекращаются, гитара уже распевается, уходя то в нервные вскрики, то в чистый голос с невыразимой тоской - и тут же обрушивается на притихший и вжавшийся в спинки кресел зал картечью нот. Мастер, творящий своё чёрное дело на фоне единственно только ослепительной радуги. Апокалиптическая картина. Куда там тому Питеру Джексону.
Так вот Блэкмор играл минут 10, наверно. Зал наблюдал это в полном оцепенении, зачарованный, как Бандар-Логи перед удавом. Даже алкоголики забыли орать. По окончании соло снова вступила Кэндис, и её голос уже звенел сталью. А на финальных пассажах она выдала несколько таких нот, что я просто ахнул.
На прошлом концерте поймал себя на мысли, что Кэндис Найт выросла в серьёзную певицу - и дальше, в принципе, "растить" незачем. Для музыки, которую они с Ричи и остальными играют - вполне хватает.
Ан нет. Было куда расти. Всего 2 года прошло - и всё ещё прогрессирует, да как! Однозначно - одна из лучших современных певиц в мире. Нет слов. Просто нет слов.
Блэкмор и сам почувствовал, что пора немного разрядить обстановку. И следующая песня - home again - была сыграна 1) непривычно рано (обычно её исполняют под конец, как посвящение зрителям) 2) очень весело и дурашливо. В середине 2-го куплета бард Дэвид неожиданно достал из-под своего струмента кружку пива, что немедленно было отмечено Кэндис в виде подколок на тему, как разные люди подкрепляют себя во время выступления. После чего Дэвид Барановски харизматичным голосом спел под радостный аккомпанемент всей группы пару куплетов некой песни на тему распития алкоголя. Под конец музыканты так развеселились, что Кэндис чуть было не начала петь песню заново, с первого куплета. Вовремя остановилась, произнесла несколько душевных слов про радость каждого приезда в Питер, и логической концовкой всего этого профессионального раздолбайства стала мелодия Gone With The Wind, она же "Полюшко-Поле".
Маленькие юмористические диалоги Ричи и Кэндис и полушутливые слова/жесты добавляли и музыкантам, и публике, ощущение непринуждённости. Вообще, вся группа легко маневрировала от настроения к настроению, от молодецкой удали до интимной лирики и мрачноватой серьёзности. Всё происходило спонтанно, этим и славится группа Ричи Блэкмора. Всё происходило искренне, этим вообще редко кто славится. Все выкладывались до последнего, хотя виду не показывали. Непосредственное общение с публикой, по крайней мере, с первыми рядами, происходило весь концерт. Если честно, не заметил, сколько Ричи "проставил" стаканов пива поклонникам, но штуки две-три за один раз - точно. Кэндис порадовала публику выученным тут же словом "круто". За вечер её просто завалили цветами и подарками, после Home Again мониторы из-под них уже не были видны. Когда Кэндис надела некий шарфик сине-белой расцветки и помахала им, питерцы радостно стонали - на крик дыхалки уже не хватало.
Второй знаковый момент концерта - соло Блэкмора в Fires At Midnight. Началось всё с того, что Блэкмор ещё не отошёл от дурашливого настроения с предыдущего номера и первые два куплета пытался вспомнить аккорды :). К середине песни вспомнил. Наводили мрачно-предчувственное настроение резкие звуки скрипки и кэндиной дудочки. И вот - снова соло. Снова Блэкмор один в свете прожектора, на этот раз и на сцене он один. Сзади на экране - сполохи огней над деревней. Хорошая птица - красный петух: кругом горит, а мы греемся :). Ричи на фоне такого пожара - опять нехорошая картина, мрачная. Опять длинная импровизация, теперь - на полуакустике. Теперь гитара не кричит от боли, а говорит, будто бы размышляет на какие попало темы. Иногда сбивается с мысли и уже не рассуждает, а красочно рассказывает какую-нибудь историю. Потом снова размышляет. А деревня всё горит, вот-вот одни головешки останутся.
Это был не драматический момент, как Ariel, а скорее философский, наводящий на размышления. Хотя песня и получилась мрачноватой. В памяти отпечатался, как колесо "Кировца" в топком месте.
Радостная, праздничная Renaissance Faire, с салютом над деревенькой. Бард Дэвид снова радует нарочито пивным вокализом. Он же взмахами руки пересчитывает все клавиши, у соседей возникает вопрос: может, ему уже хватит? :) Тут же Кэндис представляет песню "королевы фолк-музыки - Джоан Баэз".
Ну что могу сказать? Таких моментов в жизни может больше и не быть. На прошлом концерте я под Diamonds and Rust прослезился. В субботу - плакал навзрыд, в голос. Невероятно проникновенное, невероятно личное, доверительное, умоляющее, отчаянное. Безнадёга. Это невозможно описать, это надо хотя бы раз услышать.
Ещё один электрический удар. Mond Tanz/Child In Time, под кодовым названием Moon Child, "Это, вообще-то две песни, одна за другой". Минус акустика, плюс Фендер - песня снова тяжёлая. Под пение лунных сестрят Блэкмор выдаёт один виртуозный пассаж за другим, как отстреливающийся до последнего патрона. Как он при этом не потерял сознание - не знаю. Тут же снова мощное исполнение, на этот раз I Still Remember. Кому-то эта песня не нравится за банальность текста. Интересно, кто сможет банальность с такой напевностью соединить? Тихая полуакустическая мелодия перерастает в рок-балладу. Апофеоз - под слова "a thousand stars were at the sky" весь Октябрьский озаряется тысячью лучей зеркального шара. Рок-вечер продолжается.
Даже акустический вариант The Clock Ticks On звучал напористо, в темпе марша, по-хардовому. Что уж тут об остальном говорить? Кстати, сбылась мечта идиота. Послушал, как Блэкмор играет на лире (колёсной). Лиру Кэндис объявила с тем же выражением лица, что и Королева в одной известной книжке представляла Алисе пудинг. Блэкмор не сразу справился с мудрёным инструментом, но отыграл несколько нот так, как положено лирнику. То есть завывающие медитативные такие звуки, прерывавшиеся криками: "Ричи, давай мне, я сыграю!".
Темой криков Blackmore's Night весело завершили основную программу. Пока Ричи доставал мандолину, пока настраивал её, зал вдруг зашумел особенно сильно. Кэндис спрашивала у Блэкмора, что же он, Блэкмор, покажет, тот отвечал, что сыграет новую песню Deep Purple, которую "они ещё не слышали", тут с галёрки донёсся очень громкий вопль: "РИЧИ!!!", который тут же собезьянничал кто-то из группы. Тут даже я успокоился. Блэкмора, по-видимому, нисколько не напрягала большая любовь к его прошлому, а просто забавляла. Он подирижировал партером на тему "Ри-чи! Ри-чи!", подошёл к микрофону, улыбнулся, поблагодарил, сказал, что-то вроде "эту песню для меня написал Иен Гиллан" и показал пальцем на шумного мужика. Композицией с подозрением на гиллановское авторство оказался инструментал Mr. Peagram's Morris And Sword. Спокойно закончить её не дали, слишком много свиста в зрительном зале. Все выходят, машут руками, прощаются, в общем.
А на бис Блэкмор вышел со Стратом, тем самым, который ревёт по-звериному, особенно со слайдом. Первый звук, который был извлечён, напоминал ржание коней на Армагеддонской битве. Превратилось это в Difficult To Cure, а продолжилось Saint Tereza. Чистый Рэйнбоу. Чистый хард-рок, без всяких заглушек. Народ повскакивал с мест, рванул к сцене, а октябрьские секьюрити не очень-то и мешали. Выл зал, группа отвечала бешеным напором. Казалось, вот-вот, и будет исполнена, скажем, Burn - от начала до конца. Бёрна не получилось, зато получился... блюз! Учитывая то, что Ричи вообще крайне редко играл "музыку чёрных", а в составе Blackmore's Night - и подавно, то номер можно расценивать как подарок к наступающим белым ночам. Нормандский спел пару блюзовых куплетов, сочинённых тут же, на месте, что в голову ни придёт. Ну и под конец, под авиацию в зале - Black Night, потому что что же ещё! Пели все, стояли многие. А вот отыграл её Блэкмор не долго. Потому что времени уже не оставалось...
Такой концерт получился, бесшабашный, пугающий, трогательный - но никто не может сказать, что провёл время зря. Как никто не может сказать, что хоть один из номеров будет ожидаемым. Музыканты играли, как в последний раз. Блэкмор на краю пекла (Fires At Midnight) - иллюстрация к этому. Хотели показать свой мир - и каждый в зале в течение двух часов ощущал себя частью этого сказочного мира. Эти люди - не музыканты, а Музыка (с).
И ещё. Уже три дня мучаюсь вопросом: а всё ли нам в своём мире показали Blackmore's Night в этот субботний вечер? Мне кажется, что не всё. На саундчеке играли Storm, но на концерте её не было. Каждый драматический момент неожиданно разряжался легковесной песней, музыкальным фрагментом, или просто хохмой кого-то из группы. Тучи были совсем уже близко, но буря не разразилась. Прошла стороной и задела краешком. Немного попугала и ушла.
Недосказанность. Если честно, мне это чувство даже нравится. Если что-то не досказали, не исполнили, чем-то забыли поделиться - поделятся в следующий раз. Недосказанность вселяет надежду на новую незабываемую встречу.
Николай Усевич a. k. a. Rattlesnake (форум www.deep-purple.ru),
arjunah@hotbox.ru
Хотелось, чтобы эти моменты
длились вечно...
До отправления поезда Воронеж - Санкт-Петербург оставалось...
Впрочем, нисколько не оставалось, потому как мы успели запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда,
мчащего нас на концерт Blackmore's Night. Так как это часто бывает у музыкантов, воодушевленных своим выступлением,
чуть было не проспали свой поезд. Играя музыку Deep Purple, Rainbow, Blackmore's Night, мы с радостью восприняли новость
о выступлении Ричи Блэкмора в России.
Сутки в дороге ...до концерта 4 часа ...и мы на пути к "Октябрьскому". Просто фантастика!
Успевая забежать в магазин, и взяв бутылку шампанского, спешим к служебному входу. Бурно
обсуждая грядущий концерт и делясь мнениями, все неожиданно замолчали как по приказу.
Буквально в метре от нас остановился белый микроавтобус, "вот оно!", промелькнуло в голове.
Из автобуса стали поспешно выходить музыканты Blackmore's Night , раздав автографы, с радостью согласились и на фото.
А главных " виновников торжества" всё не было и не было. 5 минут в томлении... 10... 20... 30...
И вот оно! Свершилось! Из чёрного Мерседеса выходит человек в чёрном... плаще на голое тело и
кроссовках. А следом и его королева.
К нашему огромному удивлению, Mr.Blackmore, обратив внимание на "некую четвёрку", сам подозвал
нас к себе, сказав "Comin". Дыхание в зобу спёрло, пришлось себя ущипнуть, чтобы поверить, что это не сон!
Собрав нас в охапку как детей родных, Король не поскупился ни на фото, ни на личную подпись, а его супруга
оставила на память свой шарфик. Хотелось, чтобы эти моменты длились вечно, ну или хотя бы повторялись с
определённой цикличностью. Но, как говориться, время не ждёт и "пара", в сопровождении личного охранника,
Дэвида, удалилась.
Спустя пол часа объявилась и Carole Stevens, менеджер группы и по совместительству тёща Мистера Ричи.
Тучи сгущались, сгущался и народ. На горизонте появились верные поклонники Блэкмора, члены фэн-клуба.
Все в ожидании концерта, и вот разрешён доступ в "Октябрьский". Все, суетясь, скупают что видят, кто
атрибутику, кто алкоголь, а кто-то дешёвые фотографии Антона Дряничкина ; некоторые распевают песни
пурпурной семейки в туалете, а иные и вовсе не спеша курят у входа, но мало кто заметил свободно
гуляющего по фойе барабанщика группы-Майка Соррентино. И наконец зрителей впускают в зал. Все ищут
свои вакантные места , и мы расположившись на своём законном 34 ряду не подозревали, что предстоит
случиться ещё одному чуду. Из неоткуда, как фея, появилась Carole, неизвестно почему, подойдя к нам
(а мы сидели с краю) дала нам 2 билета на 3 ряд! Почему именно мы!?! В это трудно поверить, но это действительно так!
Итак, концерт открыла местная фолковая команда Шервуд. Несмотря на всю брань, которая доносилась в их адрес, ребята держались молодцом!
Наверное не стоит брать на себя такую ответственность, как отчёт о концерте, потому что вкратце это описать просто не возможно;
да и зачем о нём писать, если он уже есть (см.выше) и вполне содержательный. Можно сказать одно, такого концерта ещё не было!
Все музыканты были на высоте, чего уж тут говорить о Ричи и о Кэндис!
По окончании концерта мы незамедлительно отправились в отель, в котором остановились Ричи, Кэндис и Кэрол,
т.к. остальные члены коллектива и прочие, были вынуждены остаться в другом отеле, поскромнее. Но это уже совсем другая история...
Рита Чернова, Александр Горбунов
ritchieblackmore@inbox.ru
WWW . DEEP-PURPLE . RU
|