Live

BLACKMORE'S NIGHT
16.04.02, С.Петербург, Россия.

Радислав Лосев, pan_radislav@inbox.ru
www.deep-purple.ru




      Любопытно, что еще пару дней назад в Питере стояла замечательная весна, а тут - запасмурнело, похолодало, а в исторический вечер 16 апреля вообще густыми хлопьями повалил снег. Можно ли было назвать атмосферу вокруг концерта Blackmore's Night в большом зале санкт-петербургской Филармонии ажиотажем? Судите сами. Входные билеты еще продавались приблизительно по 30 долларов буквально за час до начала концерта. Перепродажа у предпринимателей шла не слишком бойко, на мой взгляд.
      Часов семь вечера... Первое ощущение при входе внутрь - это известные опасения, поскольку у всех посвященных в памяти объявленные даты так и не состоявшихся у нас концертов в октябре прошлого года. В ход пускается шутка, что неровен час Ритчи и Кэндис сядут в лимузин и поминай, как звали.
      Между тем, они то ли репетируют, то ли пытаются отладить звук - из-за закрытых дверей шквалисто доносится The Storm. Я спросил у местной сотрудницы, давно ли они репетируют. Она ответила, что приехала пол-шестого, и они уже были там.
      Заметно, что работники Филармонии напряжены из-за вероятных эксцессов, и происходящее им не очень по душе, поскольку пришлые - они из другой оперы. Когда я спросил у той же вахтерши, не было ли чего-нибудь подобного по приезде Спивакова, она сказала, что публика тогда другая была.
      Ожидавшие церемонии впуска успели обсудить прошедший в Питере концерт Deep Purple и предстоящий - Роджера Уотерса.
      Пока суд да дело, подошли две дамочки изрядных лет. Они выглядели так трогательно и так сильно волновались, что даже немного помяли только что приобретенный плакатик. В это время в очередной раз грянула The Storm - Кэндис пела в полный голос - и одна из дам, блеснув очами, повернулась к другой и спросила: " Ну, ты слышишь?"
      Еще пуще разрядила атмосферу другая вахтерша, которая заявила, что в 12 ночи все закончится. Я вспомнил, что самый-самый концерт Blackmore's Night длился три с половиной часа, а самый короткий - с Rainbow - то ли две с половиной, то ли три вещи. "Летная ли сегодня погода?" - задумчиво спросил кто-то. Во все еще недоступном для нас зале кто-то принялся петь неприятным мужским голосом. Наиболее веселое предположение, что это был Ритчи.

      То, как выглядело оформление сцены, вы можете подсмотреть на фотографиях любых выступлений из Fires At Midnight тура - убранство средневекового замка, факелы, масса искусственных насаждений, лианы, оплетающие стойки микрофонов, брикеты соломы вокруг рам, на которых размещены клавишные и т.д. и т.п. Как и в Москве, на разогреве минут 20 играли и пели парни из Sherwood. Они пытались изобразить нечто аутентичное и вызывали явное неудовольствие у наиболее нетерпеливых поклонников Блэкмора... Посвистывали. Оное дело вперемежку с аплодисментами продолжалось во время той гроссмейстерской паузы, которая возникла между "предгруппой" и "хэдлайнерами".

      Концерт Blackmore's Night, при стечении приблизительно двух тысяч зрителей, часть из которых облепила стоячие хоры и лоджии, а часть сидела на полу по всему центральному проходу к сцене, начался довольно хаотично, сразу выяснилось, что со звуком не все ладно, из-за чего пение Кэндис во время Shadow Of The Moon было едва слышно. Мощь явно возобладала над балансом.
      Большой зал Филармонии (построен в 1834-1839 г.г. по проекту архитектора П. Жако) по своим акустическим свойствам, что называется, на любителя. Он хорош для больших симфонических оркестров, чуть великоват для камерных составов, вроде струнных квартетов; там можно вокалировать под рояль или играть на органе, но не уверен, что всем будет хорошо слышно. Едва ли кто-то прежде ставил там аппарат с колоссальным пультом, наподобие блэкморовского. Во всяком случае, электрическому звуку как-то недоставало пространства, стоял гул, перемежаемый раскатами ударных. Это могло породить известное напряжение кое у кого из находившихся на сцене.
      Гораздо лучше удались Morning Star и Play Minstrel Play - обе с превосходными пассажами Криса Дивайна на электрической скрипке (партию флейты во второй из них Кэрмин Гиглио сымитировал на клавишных).
      Все же Кэндис то ли немного волновалась, то ли перебирала с кокетством. Казалось, что в паузах между первыми песнями она не столько обращалась к залу или подтрунивала над смурно стоявшим в сторонке Ритчи, а, часто оглядываясь, искала к него подтверждения, что все идет нормально, но он не был расположен...
      Minstrel Hall был, условно говоря, первым выходом Блэкмора на авансцену (на самом деле он остался там, где и был до того), и этот инструментал был хорошо принят.
      Затем группа пустилась в заводную Under A Violet Moon, и произошел ужасный сбой со звуком. Аппарат зафонил, Кэндис чуть не перестала петь, и все это показалось угрожающим... К счастью, звукоинженерам удалось как-то приспособиться, Кэндис ловко подхватила мелодию, и эту вещь удалось благополучно завершить. В качестве версии могу предположить, что даже для вполне деликатного - вовсе не стадионного - аппарата сцена Филармонии оказалась тесновата, и звук от мониторов попадал в голосовые микрофоны, и все это, наслаиваясь, выходило из-под контроля, как только предпринимались попытки усилить мощность звука.
      Соответственно, The Times They Are A-Changin' и Durch Den Wald Zum Bach Haus были призваны послужить всеобщему умиротворению.
      Наибольший энтузиазм в первой части концерта вызвала - не могла не вызвать - сделанная в основном усилиями Кэндис и Ритчи Soldier Of Fortune. Толика ностальгии - единственная в этот вечер! Полагаю, что нам было приятно услышать эту щемящую мелодию, а Ритчи и Кэндис с радостью подарили ее нам, но вопрос о том, стоит ли включать ее в программу, так и остается открытым. Не случайно Кэндис кое-что из лирики Кавердэйла в запеве сглаживает...
      Однако, по-настоящему Blackmore's Night разошлись в Fires At Midnight. Нет никаких слов, чтобы описать то, как они ее сделали. После того как Кэндис сыграла вступление на средневековом гобое и отменно спела вокальную партию, с блеском солировали и Блэкмор, и Дивайн, и Гиглио, и прочие.
      С завистью читая отклики на концерты Blackmore's Night, появлявшиеся до того в Интернете, я снова и снова убеждался, что, в сущности, их авторы - это:
- поклонники Ритчи, а не той музыки, которую он теперь играет, и уж тем более они не жалуют проект Blackmore's Night, который им попросту приходится терпеть, поскольку Ритчи - его неотъемлемая часть;
- персоны ностальгирующие, которые на самом деле хотят то ли Deep Purple Mark II, то ли Rainbow c Ронни Джэймсом Дио на вокале;
- люди, пытающиеся из любой программы вычленить нечто, по их мнению, подлинно блэкморовское.
      Они почти никогда не говорят о группе как таковой... А зря! В этот вечер перед нами предстал очень слаженный и почти сплошь из ярких индивидуальностей состав. Помимо Ритчи и Кэндис, его составляли Carmine Giglio - клавишные, Sir Robert - бас, вокал, Chris Devine - гитара, скрипка, флейта, Lady Rraine - перкуссия, вокал, Malcolm Lumley -ударные.
      На мой взгляд, Крис Дивайн просто-таки доминировал на сцене вплоть до Fires At Midnight. Естественно, не было возможности оценить его как гитариста, но на скрипке он играл так, что его педагогу (а это Julian Olevsky, человек из русско-еврейской школы), стыдиться бы за своего ученика не пришлось. Кэрмину Гиглио жизненного пространства доставалось гораздо меньше, но и он пару раз смог продемонстрировать свой не дюжий потенциал. Fires At Midnight стала шедевром всего вечера, и была встречена овациями.
       Увы, затем случился некий провал - масса полуакустики была не к месту разбавлена застольной песней Home Again (мелодические линии в ней походят на "Дорогой длинною"). Стоило бы включить сюда какую-нибудь чисто лирическую - с грустинкой - вещицу, вроде No Second Chance или Hanging Tree, а вместо Home Again следовало бы сыграть The Storm (что подразумевало бы риск, памятуя о каверзах акустики).
      Учитывая специфику зала, отдачу приоритета спокойному материалу следовало бы и ожидать, однако, следует учитывать, что на самом деле все инструменты, включая электронные ударные, были так или иначе подключены, в противном случае звук от духовых или ритчиной мандолины шел через микрофоны. Именно это я и называю полуакустикой. Самый показательный в этом смысле номер - Past Time With Good Company.
      Правда нужно признать, что Кэндис очень душевно спела Catherine Howard's Fate. В одном из интервью она сказала, что работать с Ритчи гораздо легче, чем с ним жить. То, как она изливала ламентации одной из жен Генриха VIII, не оставляет сомнений в ее искренности. Вообще же, во второй половине концерта она обрела равновесие, стала двигаться по сцене, немного приплясывать...
      Когда Кэндис с поклоном предложила аудитории делать заявки, то раздались возгласы Rainbow Eyes, Wish You Were Here, No Second Chance, Greensleeves и даже Machine Head, а затем все слилось в сущую невнятицу. В итоге Ритчи, дав супруге отдохнуть, сделал пару шагов по направлению к Дивайну и Сэру Роберту и изобразил пару затейливых инструменталов, первым из которых был Renaissance Faire (три гитары в ряд), а вторым - фантастически проникновенная версия Beyond The Sunset! Прием был снова просто ураганный - люди просто-напросто полезли на сцену с цветами, подарками, ну и за автографами само собой!
      Неизвестно, что там - за кулисами - так взбодрило маэстро, пока аудитория вызывала музыкантов на бис, но вышел он обратно уже с фамильным белым Стратокастером. Дело будет!
      И апогей был явлен во время Writing On The Wall, которая первой прозвучала на бис, Ритчи рухнул на колени перед изогнувшимся в немыслимом прогибе и чародействовавшим на зависть Ванессе Мэй своим смычком Крисом Дивайном, как бы заклиная его вынуть живую душу из инструмента... Аудитория ревела. Тогда Ритчи на краю сцены установил Стратокастер как некий языческий идол и, подобно коту, точащему когти, выдал то самое ритуальное соло... Народ орал как чумовой. Собственно ради одной этой вещи туда уже стоило прийти!
      Ну, а дальше на бис прозвучало все самое-самое...
      На кого-то этот концерт мог - и должен был! - произвести двойственное впечатление. Некоторые люди просто ушли по той или иной причине. Мне же иногда казалось, что я нахожусь непосредственно в раю...

      P.S. Каждый, наверное, задумывался над вопросом: что является квинтэссенцией Deep Purple? Вот Ингви Мальмстин, например, придерживается распространенного мнения, что Deep Purple - это Ритчи Блэкмор? Вышеописанный концерт позволил прибегнуть к решению этой загадки методом от противного. Выступает ли Ритчи и поныне? Да! Есть ли у него группа? Есть! И эта группа - не Deep Purple!
Home   WWW . DEEP-PURPLE . RU