www.deep-purple.ru

Jon Lord

WWW.DEEP-PURPLE.RU
Special:



Джон Лорд - джентльмен рока


       В начале был - Lord... Jon Lord. Во всяком случае, в основе Deep Purple был именно он. Музыкант с библейским именем и величественной фамилией родился 9 июня 1941 г. в Лестере, Великобритания. Детство прошло в восхищении перед отцом, саксофонистом местного оркестра, игравшего на городских танцевальных вечеринках, основателя оркестра пожарной бригады в военное время. Музыка вошла в жизнь Джона естественным образом и стала ее неотъемлемой частью. С пяти лет он начал осваивать доставшееся еще от деда фортепиано, с семи - работал над техникой и композицией. В семнадцатилетнем возрасте сдал экстерном экзамены в Королевский музыкальный колледж...
       И тут грянула эпоха рок-н-ролла, которая круто изменила уже намечавшуюся карьеру классического музыканта. Джерри Ли Льюис, по признанию самого Лорда, сыграл в этом решающую роль (не удивительно - тот же старина Джерри был кумиром будущего коллеги, Ричи Блэкмора). Затем была лондонская "Central School Of Speech And Drama" и тогда же Лорд начал работать с группой "The Bill Ashton Combo". Этот период дал два важных результата - Джон овладел театральными приемами и сценической речью, которые каждый может оценить, слушая его интервью, а также пропитался джазовой культурой, которая потом так обогатила концертные выступления Deep Purple (в особенности, импровизации). Позднее судьба свела Лорда с рок-энд-блюзовой командой "The Artwoods", интенсивно гастролировавшей в лондонских клубах. Выход "в свет" позволил Лорду познакомиться со многими тогдашними и будущими звездами, вроде Ронни Вуда. Джон тогда брался за любую работу. Так подвернулась команда под названием "The Flowerpot Men", в которой бассистом служил Ник Симпер.
       Джон, человек покладистый и гостеприимный, охотно давал приют в своей квартире самым разным музыкантам (в одном из интервью Лемми Килмистер (Motorhead) вспоминал, что однажды и ему довелось ночевать у Лорда, причем сам Джон был на гастролях). В один прекрасный день в этой квартире обосновался Крис Кертис, человек одержимый проектами столь же разнообразными сколь и призрачными. Однако именно он рассказал Лорду о восходящей звезде гамбургских клубов гитаристе Ричи Блэкморе, а также свел обоих с будущими благодетелями и тиранами - продюсерами Тони Эдвардсом и Джоном Колеттой. Собственно на этом его роль и закончилась. После ряда организационных неурядиц стартовал новый проект, получивший вскоре название Deep Purple.
       Самый старший в команде, Джон Лорд на протяжении первых двух лет существования группы оставался ее творческим рулевым. Вначале он занимался буквально всем: играл на клавишных, писал музыку, стихи и даже пел. Времени на запись первого альбома было мало, а выпускать его надо было срочно, поэтому натащили в него все, что было под рукой. Больше всего готовых идей было у Лорда, его влияние воспринималось, как доминирующее. Именно поэтому менеджмент группы достаточно долгое время считал, что общаться с "творческим коллективом" можно через одного человека. Рассудительный, с хорошими манерами Джон Лорд казался самым подходящим для этой роли. Урегулирование многих спорных вопросов легло на него.
       Не удивительно, что когда пришло время отказываться от услуг Рода Эванса и Ника Симпера, уже не отвечавших музыкальным амбициям остальных музыкантов, именно Лорд пригласил в группу сначала Иэна Гиллана, а затем и Роджера Гловера. Так появился на свет легендарный Второй состав, который начал работать над альбомом "Deep Purple In Rock". В этот период группа, наконец, нашла свой "фирменный" стиль: мелодический сплав гитары и органа, увлекаемых вперед ритмической секцией, и агрессивный вокал. С этого момента группа обеспечила себе билет в музыкальное бессмертие, но Джон Лорд утратил позиции лидера в команде, взлеты и падения которой стали целиком зависеть от дуэта Гиллан-Блэкмор.
       Тем не менее, Лорду группа была обязана в начале восхождения к вершинам славы самой громкой своей PR-акцией: Concerto, исполненным совместно Deep Purple и Лондонским филармоническим оркестром. Шума вокруг этого события было много, но, кажется, истинное его значение стало очевидным недавно - 30 лет спустя. А тогда, в 1969 г., написанные всего за три месяца партитуры для группы и оркестра были высоко оценены дирижером Малькольмом Арнольдом, но вызвали оскомину у Блэкмора и Гиллана. Немногие знают, что после первых исполнений Concerto Джон Лорд едва не стал причиной прeждевременной кончины Второго состава. В группе начали подозревать, что Лорд лелеет тайные амбиции и использует работу в группе для раскрутки личной карьеры. Менедженту пришлось провести переговоры за круглым столом, в результате которых было принято решение поддержать коллективно новый классический проект Джона ("Gemini Suite", 1970), однако в дальнейшем подобное участие могло быть исключительно добровольным.
       С этого момента Лорд утратил лидерство, однако получил свою собственную нишу, позволявшую ему реализовывать свои музыкальные проекты, не имевшие ничего общего с бизнесом Deep Purple. В этот период группа, наконец, обрела музыкальную устойчивость, и мы получили блестящие архетипы "пурпурного" стиля, дававшего простор импровизационным талантам Блэкмора и Лорда. И хотя гитара стала явно лидирующим инструментом, эпоха Второго состава ознаменовалась роскошными соло Джона в таких вещах как "Hard Lovin' Man", "Highway Star", "Pictures Of Home", "Rat Bat Blue" и др. Тогда же Лорд начал экспериментировать с синтезаторами, не удовольствовавшись фирменным звуком органа. Он играл исключительно стоя, выработав особую технику пользования органными педалями и периодически раскачивал "Hammond", заставляя динамики "Leslie" издавать громовые раскаты (кстати, тот самый классический "Hammond С 3", приобретенный еще в 1968 г. жив до сих пор, хотя, конечно, уже давно не используется на концертах). Мелодическая концепция Deep Purple не предполагала использования фортепиано, однако Лорд, по его признанию, продолжал ежедневно заниматься на классических клавишных, "чтобы пальцы не становились ленивыми". Использовать рояль на записях ему удавалось лишь в работе над сольными альбомами ("Sarabande" 1975, "Before I Forget" 1982, "Pictured Within" 1998). Идея своеобразного слияния/соревнования рок-группы и классического оркестра не оставляла Лорда, и опыт Concerto был отчасти повторен с Мюнхенским камерным оркестром в 1974 г. ("Windows"). Еще в период работы над "Gemini Suit", Джон оценил мастерство и отсутствие снобизма немецких музыкантов. Музыка была написана в сотворчестве с дирижером и композитором Эберхардом Шонером, а концерт, в котором приняли участие музыканты Третьего состава Deep Purple, стал заметным событием.
       Сказать, что Лорд дорожил работой в Deep Purple - значит не сказать ничего. Ради сохранения группы он, кажется, готов был идти на любые компромиссы. Вряд ли случайно, что после распада Второго состава в июне 1973 г., Роджер Гловер признавал, что был обижен не столько на Блэкмора (главного инициатора его отставки), сколько на Лорда, поведение которого казалось Роджеру предательством. В 1975 г. после ухода Блэкмора Лорд был сторонником продолжения "пурпурного проекта" и восторженно отзывался о способностях и стиле Томми Болина, однако уже год спустя, после катастрофического концерта в Ливерпуле в марте 1976 г., Лорд был вынужден с горечью признать, что дальше издеваться над Deep Purple было не возможно.
       Следующий год прошел в работе в составе группы "Paice, Ashton and Lord". К этому моменту Джон особенно сблизился с Иэном Пэйсом (эта тесная дружба продолжается до сих пор, они женаты на сестрах-близнецах и, так сказать, дружат домами). С 1978 г. по 1984 г. Лорд работал в "Whitesnake" Дэвида Кавердэйла (одно время вместе с Пэйсом). С точки зрения творческой эта работа, кажется, ничего особенного Джону не принесла. Он почти не участвовал в написании музыки, ограничиваясь сочинением сольных партий. Зато в этот период он записал свой замечательный альбом "Before I Forget" (1982), а также сотрудничал на записях многих известных музыкантов, среди которых - Maggie Bell, Bernie Marsden, Graham Bonnet, George Harrison, Cozy Powell, David Gilmour и другие. "Before I Forget", о котором Джон отзывался довольно снисходительно, на самом деле был для него важной работой. По сей день в его сольных концертных партиях звучат отрывки из записанных тогда композиций, а сотрудничество с вокалисткой Сэм Браун (впоследствии бэк-вокал Pink Floyd и ряд сольных работ) продолжается до сих пор.
       Не без колебаний в 1984 г. Лорд согласился на воссоединение Deep Purple, однако оставаться в "Whitesnake" видимо казалось ему еще менее перспективным. Риск оказался полностью опраданным - захватывающее ощущение совместного творчества легендарного состава вернулось как по волшебству. Однако вскоре отношения Гиллана и Блэкмора вновь приняли предельно конфликтный характер. Как нb старался Джон при участии Роджера Гловера удержать команду от нового разрыва, это не удалось. На смену Гиллану пришел Джо Линн Тернер, однако на этот раз не выдержал уже Лорд. Тернер настолько не соответствовал представлениям Джона о вокальной стилистике необходимой Deep Purple, что, заручившись поддержкой Гловера и Пэйса, фактически поставил Блэкмору ультиматум. Гиллан вернулся. Но конфликты не прекратились. Блэкмор все более отдалялся от остальных музыкантов. Во время турне он не только не желал жить с ними в одних отелях, но даже отказывался летать одним рейсом. Взаимопонимание на сцене почти полностью прекратилось. Комментируя знаменитый концерт 1993 г. в Бирмингеме, Великобритания Лорд уже не скрывал своего отношения к поведению Ричи.
       Уход Блэкмора оказал неожиданно благотворное воздействие на группу, и едва ли не в первую очередь на Джона Лорда. Концерты с Джо Сатриани, а затем приход Стива Морса вернули ему интерес к работе и импровизациям. Те кто, видели на концертах знаменитые "дуэли" органа и гитары в исполнении Лорда и Морса знают, о чем я говорю.
       В 1995 - 96 гг. Джон Лорд пережил тяжелое потрясение - утрату обоих родителей, близкие отношения с которыми они сохранял все эти годы. В это время он сильно изменился внешне - перестал подкрашивать волосы и превратился в солидного седовласого джентльмена. Многим бросалось в глаза его сходство с Шоном Коннери, который с возрастом тоже обрел черты необыкновенного благородства. Несмотря на интенсивную концертную деятельность (Deep Purple, кажется, никогда так много не выступали как в эти годы), Лорд находил время для уединения в Испании, Великобритании или Швейцарии. Итогом этих периодов творческого затворничества стал сольный альбом "Pictured Within", который Джон посвятил памяти своих родителей. Это необыкновенно тонкая, проникнутая лиризмом, очень личная работа, в которой Джон, кажется, окончательно завершил оттачивание своего индивидуального композиционного мастерства - сдержанного и глубокого.
       В записи "Pictured Within" принимали участие Миллер Андерсон и Сэм Браун. Они же были приглашены Лордом, когда было решено отметить 30-летие Concerto в 1999 г. Готовясь к этому событию, Джон решил переработать некоторые аранжировки. Работа представлялась более чем сложной, поскольку партитура Concerto была полностью утрачена. Однако здесь произошло настоящее чудо: оказалось, что молодой датский композитор Marco de Goeij провел колоссальную работу и на слух (а также используя видеозапись концерта) восстановил нотную запись, которую и подарил своему кумиру Лорду. Новое прочтение Concerto, ставшее, как и сам автор, более строгим, мудрым и гармоничным, было посвящено Сэру Малькольму Арнольду, который за три десятилетия до того благословил двадцатидевятилетнего Лорда на этот отважный проект.
       Тридцать лет спустя и музыканты Лондонского симфонического оркестра, и музыканты Deep Purple, воспринимали совместное выступление совсем иначе. Не было косых взглядов и недоумения. На репетициях царило творческое оживление и взаимные симпатии. Роджер Гловер, правда, рассказывал, что одна довольно пожилая скрипачка перед первой репетицией обратилась к нему со строгим предупреждением: "постарайтесь не оглушить меня". "Конечно, мэм", - ответил ей Гловер. После репетиции она снова нашла Роджера. "Я ожидал грозы - рассказывал Роджер, однако она подошла ко мне и с озорной улыбкой показала большой палец со словами "это просто здорово, очень здорово", и с гордо удалилась, довольная собой".
       В апреле 2000 года накануне московского концерта Джон Лорд и Брюс Пэйн (менеджер группы) сидели в баре отеля Рэдиссон-Славянская. Точнее, Брюс сидел у стойки со стаканом виски, а Джон стоял рядом с ним с неизменным бокалом красного вина. Поблизости пианист и контрабасист негромко играли джазовые вариации. Неожиданно появился молодой парень, который подошел к пианисту, и, пошептав ему что-то на ухо, занял его место за роялем.
       Последовала блестящая джазовая импровизация на тему "Smoke On The Water". Должен признаться, я сам не слышал ни разу такой яркой аранжировки этой вещи. Исполнитель закончил играть, встал из-за рояля и, сделав почтительный жест в сторону Джона, несколько опешившего от неожиданности, с достоинством поклонился. Присутствовавшие (и в их числе Deep Purple почти в полном составе) взорвались восторженными аплодисментами, а Джон с чувством потряс руку молодого дарования.
       ...Как-то один из журналистов спросил Лорда, как ему не наскучило столько лет подряд играть "Smoke On the Water" и не чувствует ли он себя узником Deep Purple. Джон ответил на это в том смысле, что Deep Purple, конечно своего рода тюрьма, но он чувствует себя в ней свободным. Скромный джентльмен мог бы добавить, что сам построил эту пурпурную темницу.

Андрей Гусенков,
gusenkov@rian.ru
Home   WWW . DEEP-PURPLE . RU