Discography


Deep Purple
=1
=1 cover © 2024 earMusic


1.  Show me
2.  A Bit on the Side
3.  Sharp Shooter
4.  Portable Door
5.  Old-Fangled Thing
6.  If I Were You
7.  Pictures of You
8.  I'm Saying Nothin'
9.  Lazy Sod
10. Now You're Talkin'
11. No Money to Burn
12. I'll Catch You
13. Bleeding Obvious

Ian Gillan (vocal), Don Airey (keyboard), Roger Glover (bass guitar), Ian Paice (drums), Simon Mcbride (guitar).

Produced by Bob Ezrin.


      В 1986 году, еще до падения Берлинской стены, в 1/4 финала Кубка обладателей Кубков по футболу встретились две немецкие команды - выдающаяся по тем временам команда ГДР "Динамо" (Дрезден) и весьма скромный клуб из ФРГ "Байер Юрдинген".

      В 2016 году гитарист Ричи Блэкмор объявил о воссоздании легендарной группы Rainbow.

      Казалось бы, какая связь между этими двумя событиями и какое это имеет отношение к новому альбому Deep Purple от 2024 года?

      Начнем с Блэкмора. Ни для кого не секрет, что реши Ричи собрать команду из маститых рокеров, к нему мгновенно бы выстроилась очередь. Однако он пошел другим путем - без затей взял в Rainbow практически полный состав его тогдашнего ренессанс-проекта Blackmore's Night, добавив найденного на ютьюбе вокалиста.
      Фактическое переименование одной группы в другую привело к разочаровывающему результату - рок-группы, хотя бы отдаленно напоминающей прежнюю Rainbow, из них не получилось. Но все помнят и о том, что уж кто-кто, а Блэкмор всегда был перфекционистом в выборе музыкантов. Не мог он и не знать, что Deep Purple по-прежнему существует и на концерт новоявленной "Радуги" придут те же люди, что ежегодно посещают бесконечные туры "темно-лиловых", с которыми музыканты Blackmore's Night, при всем уважении, тягаться никак не смогут. То есть логичные сравнения будут не в пользу Ричи и Co.
      Почему же Блэкмор так поступил? Вариант старческого "Да и так сойдет!", увы, остается наиболее реальной причиной, несмотря на то, что в искренности Блэкмора отдать дань уважения фанатам сомневаться не приходится.

      Вернемся к футболу. Скромный клуб из Юрдингена должен был быть размазан по полю дрезденской машиной. Первая игра в ГДР закончилась со счетом 2:0 в пользу "Динамо". В ответном матче у себя дома "Байер" к перерыву "горел" со счетом 1:3. Но случилось то, что не должно было случиться.
      Вратарь гостей, Брэнд Якубовски, получает травму. И как на зло, накануне матча из строя выбыл его дублер. Поэтому в ФРГ поехал не просто третий запасной вратарь, а никому доселе не известный голкипер из юношеской команды Йенс Рамме, никогда не выступавший прежде на таком уровне. Назвать его выступление провальным - это ничего не сказать. В течении 30 минут в его ворота влетает 6 (шесть) мячей, и "Байер" побеждает со счетом 7:3. После этого Рамме был изгнан в заштатный клуб с трудно произносимым названием "Фортшритт Бишофсверда", где и закончил свою бесславную карьеру.

      Увы, в случае с Deep Purple случилось худшее, что только могло произойти - сразу две подобные истории одновременно. Вместо ушедшего из группы гитариста Стива Морса по протекции Дона Эйри был принят на работу некто Саймон Макбрайд. Которого если кто и знал, то только благодаря его работе в эпизодически собираемой сольной группе самого Дона Эйри. Макбрайд имел в своем активе несколько так же никому не известных сольных альбомов, которые можно охарактеризовать одним английским словом - trash.
      Свежая кровь – это вроде бы и хорошо, но почти год живых выступлений показали, что как раз крови-то и нет вообще. Со сцены звучали заученные и всегда одинаковые упрощенно сыгранные партии, а от жуткого сольного номера Макбрайда (с бесконечным дерганием одной струны) кровь могла пойти разве что из ушей зрителей.
      Тем не менее, группа анонсировала новый альбом под странным названием "=1" (занудное псевдофилософское объяснение Гиллана придуманного им названия оставим за рамками). Надо отдать должное менеджменту – такой мощной рекламной компании не было давно. Запускаемые в сеть видеоклипы, поток ревью-интервью, традиционные special editions в разных форматах и т.д. Все было проведено отлично.

      Честно говоря, альбом можно смело назвать лучшим сольником Дона Эйри, который совершил настоящий подвиг (чуть ниже поясню, почему) с безусловной помощью отлично сыгравшей ритм-секции в лице Роджера Гловера и Иэна Пэйса. Все три мастера были превосходны.
      Что же касается вокальных данных Иэна Гиллана, то поначалу казалось, что его голосом поет нейросеть, настолько была ощутима разница между альбомной записью и его недавними откровенно слабыми концертными выступлениями. Тему вокала на этом можно закончить констатацией факта: вместо пения - уже привычное декламирование текста с налетом, прости господи, рэперской стилистики. Но другого вокала у Гиллана нет и уже не будет (хотя он попытался таки спеть в "I'll Catch You", но лучше бы не пытался).
      Теперь о самой музыке и что там с получилось с этим Макбрайдом.
     Лично мне удалось дослушать этот альбом только с четвертого раза, да и то скипая половину уже прослушанных песен. Не покидало ощущение, что вроде бы это та же самая, хорошо знакомая группа, но что-то в ней сильно изменилось, причем в худшую сторону. Возможно, у Макбрайда и есть какой-то творческий потенциал, но само его наличие этот альбом поставил под сомнение, и вот почему.

      Первое, что бросалось в глаза – все риффы в каждой песне игрались не гитаристом (что всегда было золотым стандартом для Deep Purple), а на органе или синтезаторе. Дону Эйри большой респект за то, что отыграл их и за себя, и за того парня (с гитарой). И хотя изобилие синтезаторных сэмплов, бриджей, бэков и риффов вместе с каруселью из плагинов и эффектов пост-обработки кому-то может показаться избыточным, тем не менее, приходится признать, что после ухода Стива в группе вместо двух творческих единиц, ответственных за музыку, осталась только одна - сам Эйри. Которому и пришлось тянуть эту самую музыкальную составляющую альбома в одиночку. Точнее, вместе с продюсером, легендарным Бобом Эзриным.
      Во-вторых, можно быть или не быть фанатом Стива Морса, но нельзя не признать, что Боб Эзрин всегда выводил его гитарные партии на первый план, где они звучали кристально чисто и мощно. А о гитарных риффах и говорить не приходится. Но на «=1» в подавляющем большинстве треков гитара задвинута Эзриным куда-то на задние планы так, что ее временами еле слышно за синтезаторной завесой. И еще одно показательное новшество - во многих треках орган играет в унисон ту же партию, что и гитара, фактически покрывая гитарный звук, равно как и маскируя потенциальные огрехи гитарной игры.
      В-третьих, в некоторых треках суммарная продолжительность сольных заходов Дона в несколько раз превышает время, выделенное для сольной партии гитары.

      Логичное объяснение вышеперечисленному может быть только одно – качество гитарной игры получилось такое скверное, что позволить Макбрайду развалить все остальное умница Эзрин просто не мог. Так же, как не мог и гитару выкинуть вообще. Играть так, как Стив Морс, Макбрайд просто не умеет, поэтому продюсеру пришлось решать, что же можно сделать с такой гитарой в каждом конкретном треке. И Бобу в такой ситуации можно только посочувствовать.
      Ну посудите сами (а мы говорим, минуточку, о гитаристе таки группы Deep Purple!) - вот каким нужно обладать уровнем, чтобы сыграть настолько халтурные соло в "A Bit On The Side" или "Old-Fangled Thing"?. Как можно было таким корявым любительским звукоизвлечением испохабить, например, партию в "If I Were You"... Или как он не попадает в размер в... Нет, список косяков можно продолжить, но мне не хочется себя мучить еще одним переслушиванием. Как правильно было замечено на нашем форуме - на альбоме настолько очевидна разница в игре и звучании гитары и всех остальных инструментов, и даже Эзрин не всегда мог что-то с этим поделать.
      Впрочем, будем справедливы - пару-тройку раз Макбрайду удалось сыграть вполне качественные соло, за которые не стыдно. Однако все они - исчезающе малые исключения.

     В общем и целом, Deep Purple сами выкопали себе яму, сначала взяв в свой состав любителя из низшей лиги, а потом махнув на это рукой - "Да и так сойдет!". Результат в таких случаях всегда предсказуем.

      Что можно еще добавить к этому на редкость неполиткорректному обзору? Разумеется, никто не знает, будет ли этот альбом в истории группы последним. Называть его "Shame Of Deep Purple", пожалуй, будет слишком - на нем есть отличные, драйвовые находки, которые в умелых руках непременно засверкали бы всеми красками. Да и реанимационные усилия Эйри и Эзрина заслуживают уважения.
      И я очень сильно надеюсь, что вот этот появившийся из ниоткуда Рамме-Макбрайд быстро отправится в свой собственный богом забытый "Фортшритт", где ему и место. А оставшиеся старички (и особенно Гиллан) все же вспомнят, что принцип "Да и так сойдет" не добавляет уважения к легендарному имени Deep Purple. Но надежда эта, увы, весьма призрачна.
Как ни грустно, моя личная оценка альбома - 3/10.

Спасибо за внимание.

Дмитрий Зыков
Июль 2024

Home  WWW . DEEP-PURPLE . RU