Discography



Deep Purple
Kneel & Pray

cover © 2003 Purple Records


1.   Speed King / Kneel & Pray (5:54)
2.   Hush (6:20)
3.   Child In Time (12:38)
4.   Wring That Neck (20:30)
5.   Paint It Black (10:48)
6.   Mandrake Root (22:08)
7.   Kentucky Woman (6:00)


Jon Lord (keyboards), Ritchie Blackmore (guitar), Ian Paice (drums), Roger Glover (bass), Ian Gillan (vocals).

       Последний релиз Purple Records в серии Sonic Zoom, двойной альбом "Kneel & Pray" - вещь по-настоящему эксклюзивная. В отличие от предыдущих выпусков, вниманию слушателей представлена запись, до того не издававшаяся. Ни бутлегеры, ни официальные лэйблы до магнитофонной ленты с материалом концерта Deep Purple, проходившего 4 октября 1969 года в зале Casino швейцарского Монтрё, так и не добрались. До сих пор неясно, кто и зачем сделал эту запись, выплывшую на свет Божий совсем недавно. Мэтью Кин в буклете альбома высказывает предположение, что могли записываться все проходившие в этом зале концерты. По другой версии, это музыканты и менеджмент Deep Purple решили сделать запись и послушать, как группе удастся отыграть полную программу (в Монтрё они выступали хэдлайнерами). Следует отметить, что прошло всего 3 месяца со дня последнего концерта Mark 1, и группа в новом составе выступала не так уж много - было дано около 20 шоу (не считая радио и телевыступлений).
      Уже стали привычными дизайн коробки - диджипэк а-ля "дедушкин архив", буклет на фиолетовой бумаге и чёрно-белые фотографии (на этот раз их 5 - члены группы засняты во время концерта 7 сентября 1969 года в копенгагенском "Club 6").
      Теперь о самой музыке. Звонкий хаммондовский аккорд переходит в знаменитое вступление к "And The Address", но тут же обрывается Гилланом, чеканящим легендарные строчки "Good Golly said little Miss Molly...". "Speed King"? Не совсем (что, впрочем, и отмечено в перечне песен). На обложке даётся и другое название этой композиции - "Kneel & Pray". Текст песни - своеобразный гибрид первой версии (она также известна под названием "Ricochet") и того забойного рок-н-ролла, который прогремит на весь мир в июне 1970. Совсем скоро текст этой композиции приобретёт канонический вид. Что достаточно необычно для "живых" записей, так это отсуствие столь характерного для начала концертников шума толпы. Только в перерыве между песнями становится понятно, что это не джем-сейшн музыкантов, а концертное выступление.
      "Hush" сыграна практически так же, как и в Альберт Холле. Как, впрочем, и идущая за ней "Child In Time". Эту композицию группа обкатывала на концертах, начиная с августа. Звучит она очень убедительно, как бы сказал классик: "весомо, грубо, зримо". Бессмертная песня явно созрела для того, чтобы лечь на рабочие ленты для нового альбома (буквально через считанные дни, в середине октября, группа приступит к записи "In Rock").
      Первый диск завершает "Wring That Neck". Традиционный ритчин "Jingle Bells", органно-гитарные перепевки, и... такое же традиционное объявление Гиллана в конце композиции - "John Lord on organ..." обрывается. Но мы-то знаем, что должно последовать: "Ritchie Blackmore on guitar, Ritchie Blackmore"...
      Второй диск открывается стоунзовской "Paint In Black". Хотя то, что это знаменитая композиция Джеггера-Ричардса, можно определить только тогда, когда орган и гитара начинают в унисон выводить мелодическую линию. Но и это продолжается недолго. За работу принимается Пэйс, и в течение 8 минут он безраздельно хозяйничает на сцене, создавая причудливые барабанные узоры.
      Далее идёт 22-минутная "Mandrake Root". Эта композиция тоже становится полигоном, где каждый из музыкантов показывает, кто на что способен. Во время органной партии Лорд выводит мелодию битловской "Eleanor Rigby", обращает на себя внимание интересное соло Гловера.
      Ну и на завершение - изюминка: "Kentucky Woman". Впервые на официально изданном диске можно услышать, как состав Mark 2 исполняет эту песню. Скоро она исчезнет из сет-листа.
      Длинные разговоры Гиллана в перерывах между композициями наводят на мысль, что бедняга совсем заскучал. Ведь большую часть концерта составляют инструментальные импровизации. Пуристы, рассчитывающие на качество звука, сравнимого с "Made In Japan" или "This Time Around", будут разочарованы. Но несмотря на то, что во время органного соло в "Wring That Neck" режет слух навязчивый шум ленты, альбом звучит на удивление хорошо. Упругий бас, чётко "прописаны" ударные, практически нет завалов по звуку. Для записи, не предназначавшейся к официальному изданию, очень даже неплохо.
      Музыканты ещё раз появятся в Casino через 2 года и 1 месяц, но уже в качестве зрителей на концерте Mothers Of Invention Фрэнка Заппы. C намерением записать в этом зале очередной (студийный) альбом. Но это уже совсем другая история.
      "Kneel & Pray" показывает, что в конце 1969 года группа была в безупречной форме. Каждая сыгранная ими композиция становилась маленьким шедевром. Виртуозные пассажи Блэкмора, технически выверенная и одухотворённая игра Пэйса, как всегда, основательные партии Гловера... Неподражаемый Гиллан. Но, в первую очередь, обращаешь внимание на пиршество органного звучания. Кажется, что звук Хаммонда распространяется по комнате, заполняя собой всё пространство...
      Прошло уже больше года после официального сообщения об уходе Джона из группы, но только закончив прослушивание этого альбома, я осознал, ЧТО потеряла группа. И умом понимаю, что возврата к прошлому, скорее всего, не будет, но где-то в подсознании надежда живёт. Так что название этого "двойника" прямо-таки подталкивает пасть на колени и молиться, чтобы этот замечательный музыкант когда-либо вернулся в Deep Purple. Прости, Дон.


Владимир Дрибущак (г.Винница),
dpv@svitonline.com
Май 2003 г.

Home  WWW . DEEP-PURPLE . RU