Roger Glover's SubSite Roger Glover's SubSite

WWW.DEEP-PURPLE.RU
Special:


Roger Glover

       55 лет минуло с тех пор, как в городе Брекон (Южный Уэльс) появился на свет Роджер Дэвид Гловер.
       Сын вполне буржуазных родителей, содержавших один из лондонских пабов, учился в школе, затем в художественном колледже, увлекался рок-н-ролльной классикой и британским фолком. Вместе с одноклассниками играл в школьной группе, выросшей до размеров эстрадной звезды малой величины. Брал уроки фортепиано и занялся бас-гитарой, "потому что в ней всего четыре струны". Не удовлетворился ролью исполнителя раскрученных шлягеров 60-х и начал самостоятельно сочинять (да так удачно, что его композиции стали первыми оригинальными записями группы). Терзаемый сомнениями и совестью, покинул школьных друзей и присоединился (вслед за своим приятелем Иэном Гилланом) к франтоватым ребятам из Deep Purple. Стал ключевой фигурой в композиционной работе группы, которую покинул спустя 4 года, чтобы заняться подюссированием записей новых звезд. Выпустил две сольные работы, сочинил и поставил блестящую музыкальную комедию "Butterfly Ball", продюссировал "Rainbow" Ричи Блэкмора, а затем стал и басистом группы. Воссоздал Deep Purple в классическом составе и работал с Гилланом над его сольным проектом. По сей день твердо держит в руках бас-гитару Deep Purple и продюсерский пульт управления. И так далее и тому подобноe...
       Роджер Гловер, наверное, самый симпатичный человек из Deep Purple. Не случайно, помимо прочих обязанностей он является, по сути, официальным PR-мэном группы. Именно его бросают на контакты с прессой и фанатами, он участвует в интернет-дискуссиях, является хранителем звуковой истории группы и т.д. Иными словами, Гловер общается с миром от имени Deep Purple.
       Реальная роль Роджера Гловера в истории Deep Purple известна не каждому. Лишь подробно знакомясь с историей группы, особо пытливые узнают, что многими знаменитыми рифами (например, "Speed King" или "Into The Fire"), текстами, хрестоматийным сочетанием слов "Smoke On The Water" или конечным звуком многих студийных работ Deep Purple и Rainbow мы обязаны скромному басисту. Его работа лежит в основе успеха Nazareth, Status Quo, Judas Priest и многих других.
       Самое поразительное, что обеспечивая максимальную раскрутку другим, Роджер Гловер никогда не оставлял достаточно времени для себя самого. Относительный успех его блестящего произведения "Butterfly Ball" связан исключительно с отсутствием нормальных рекламных вложений, которые обычно сопровождают произведения подобного рода. В остальном эта пьеса не уступает знаменитым композициям Эндрю Ллойда Вебера и Тима Райса. По тем же причинам не слишком замечены были и сольные альбомы Роджера "Elements" и "Mask". Немногим известно, что Гловер фактически заставил Иэна Гиллана систематически работать над текстами и пробудил в последнем (чуть ли не насильно) творческие возможности.
       И, наверное, самое главное для поклонников Deep Purple - именно Гловер неоднократно улаживал скандалы внутри группы, тем самым сохраняя ее творческий потенциал. В то время как Блэкмор или Гиллан давали волю своему эгоизму, а Лорд и Пейс старались сохранять нейтралитет, Гловер, от природы не переносящий конфликтов и грубости, сглаживал противоречия и примирял враждующие стороны.
       Помню, как впервые я обратил внимание на ту самую цитату из "Йоркшир Пост" от февраля 1971 года, помещенную на альбоме "Who Do We Think We Are": "Когда все на сцене летит к черту, мое дело оставаться спокойным и твердо вести басовую линию". Кажется, в этом весь характер Гловера по сей день.
       Роджер никогда не бежит от общения с фанатами группы, от которых он как будто подпитывается новой энергией, информацией и впечатлениями. Во многом благодаря его благосклонному содействию по всему миру множатся интернет-ресурсы, посвященные Deep Purple.
       ...Помнится, в апреле этого года в Москве, накануне памятного (одного из самых блестящих, на мой вкус) концертов Deep Purple, я шел рядом с Гловером после пресс-конференции группы в отеле "Рэдиссон-Славянская". Мы уже были знакомы по предыдущему турне группы в России и перебрасывались общими фразами. Мне было очень неудобно обращаться с какими-либо просьбами и в то же время я понимал, что переживаю совершенно уникальный момент. Я попросил его сфотографироваться вместе. Он согласился, и я передал фотоаппарат сопровождавшему его телохранителю, приставленному организаторами. Мы остановились прямо в центре длинной галереи отеля на первом этаже. Вокруг сияли витрины дорогих бутиков, и тем более странно на этом пафосном фоне выглядел Гловер в тертых джинсах, скромном черном пиджаке, неизменных многочисленных цепочках и талисманах на шее и светлой (на этот раз) бейсболке с надписью "New York". Как и подобает звездам, глаза его скрывали темные очки, и в тот момент, когда охранник собрался было сделать снимок, Роджер жестом остановил его. Не успел я удивиться, как он снял очки со словами: "Вот так будет лучше". Блеснула вспышка, и я успел подумать: "Надо же, Роджер решил, что сниматься в темных очках неудобно, он хотел, чтобы снимок на память был действительно хороший". Я спросил его: "Роджер, а что, Москва не подходящее место, чтобы пить пиво с фанатами группы, как это бывает в Европе или Америке?" "Почему - ответил он - никаких проблем". И мы свернули к бару в центре гостиничного холла, вызвав некоторое замешательство среди охраны и организаторов. Тактично, но твердо отметая мои протесты, Гловер заказал два пива и мы продолжили разговор о последнем альбоме, буднях мирового турне и т.д. Мне так и не было суждено угостить великого бас-гитариста в ответ, потому что следующие два бокала были подарены барменом, попросившем Гловера поставить автограф на бланке счета "Рэдиссон". Вечер завершился приглашением мне и моей семье встретиться с группой после концерта на следующий день.
       ...Вскоре после того, как отгремели последние аккорды исторического, без преувеличения, концерта в Лужниках, я, моя жена и мой сын стояли в пустой раздевалке, на двери которой красовалась набранная на компьютере табличка "Deep Purple Dressing Room", а единственным украшением внутри помимо деревянных скамей были несколько ящиков обычного для группы пива "Хайникен". Вскоре появился Стив Морс, за ним Гловер, и разговор продолжился. Гловер тогда описал нам бытовую ситуацию из собственной практики, сопровождая рассказ по истине артистичной мимикой и жестикуляцией: "Это было не так давно. Представьте себе утро нормального человека в выходной день, когда он обнаруживает, что более всего ему необходим кофе с молоком. И вот в холодильнике нет молока. Что делать? Никто не поможет кроме самого себя. Я натягиваю джинсы и первую попавшуюся майку и выхожу в ближайший магазинчик. Там, взяв с полки бутылку молока, я пристраиваюсь в очередь к кассе. Передо мной стоит молодой парень, нагруженный пивом и чипсами. Он косится на меня, и, минуту спустя, я понимаю, что он меня опознал (обычные темные очки забыты дома). Еще через минуту парень, повернувшись прямо ко мне, спрашивает: "А вы не из Deep Purple случайно?" Я принимаю несколько более "звездную" осанку, пытаясь избавиться от остатков сна, и отвечаю утвердительно, смирившись с перспективой очередного автографа. И тут происходит неожиданное - выражение лица моего собеседника приобретает слегка снисходительное выражение и он изрекает: "Н-дааа. А ведь раньше вы играли лучше". Он отворачивается, а я застываю с дурацким выражением на лице и рукой, готовой поставить автограф. Таковы будни рок-звезд". Роджер заразительно хохочет, к нему присоединяется Морс и подошедшие тур-менеджер Колин Харт и главный менеджер Брюс Пейн...
       Я пересказываю эти эпизоды с единственной целью - попытаться передать ощущение простоты, доступности и душевного комфорта, которое возникает после встречи с этим замечательным человеком. Та самая "роскошь человеческого общения", которая так нечасто встречается по нынешним временам.
       Сейчас в концертном графике Deep Purple пауза, систематическая работа над следующим альбомом, кажется, еще не началась, а все проекты "юбилейных релизов" с участием Роджера уже завершены. У Гловера снова появляется возможность выкроить время для работы над сольным проектом, которая ведется вот уже более года. Сам он говорит, что дело движется, хотя о сроках завершения предпочитает не распространяться. Наверное, из суеверия - слишком уж часто приходится ему жертвовать личным в интересах команды.
       ...А еще он подумывает о книге. О такой, которая не была бы похожа на банальную автобиографию и, тем более, не стала бы "простым дневником из жизни басиста Deep Purple", как выражается Роджер. "Нет, это будет совершенно новый проект" - говорит он, и глаза его загораются веселой лихорадкой творчества.

Андрей Гусенков,
gusenkov@rian.ru
Home   WWW . DEEP-PURPLE . RU