Эксклюзивное интервью
для сайта
WWW.DEEP-PURPLE.RU
Май 2002
Фото: Chris Devine, www.chrisdevine.com
english version
Одним из множества талантов Ричи Блэкмора является способность находить
безвестных музыкантов экстра-класса. "Официальная" биография скрипача
Blackmore's Night Криса Дивайна (см. ниже), хоть и изобилует громкими
словами, после внимательного изучения все же оставляет впечатление
музыканта "от сохи", в поте лица зарабатывающего свой хлеб и звезд с неба
не хватавшего. Тем разительнее контраст с Крисом Дивайном, которого мы
видим в составе BN. Каждый, кто хоть раз наблюдал его на сцене, уходил под
впечатлением от этого виртуознейшего музыканта, мастера импровизаций,
не уступающему в многочисленных инструментальных дуэлях самому Блэкмору.
Добавьте к этому давнюю нелюбовь Ричи к нахождению в перекрестке прожекторов (в прямом и переносном смысле), и порой кажется, что на сцене у группы два фронтмэна
- Кэндис и Крис Дивайн. Хотя для наблюдательного зрителя, конечно же, не
остается никаких сомнений, кто на самом деле правит балом.
Крис оказался не только виртуозным музыкантом, но и интереснейшим
собеседником, по коему поводу мы выражаем ему глубокую признательность за
настоящее интервью.
Крис Дивайн - разносторонне одаренный музыкант, играющий на акустической и
электрической скрипках, мандолине, гитаре, флейте, саксофоне и клавишных.
Он получил степень Бакалавра музыки по классу скрипки от Массачусетского
университета в 1984 году, где учился у всемирно известного скрипача
Юлиана Олевского. В качестве сессионного музыканта, Крис принял участие в
записи более 100 компакт-дисков различных жанров, включая классическую
музыку, джаз, поп, кантри и фолк. В качестве композитора, он писал музыку
для Fresh Music Library ( www.freshmusic.com ), всемирного поставщика
музыки для коммерческого использования, а также написал музыку и слова для
трех мюзиклов, спонсированных лотереей штата Массачусетс. Музыка,
сочиненная и исполненная Крисом, регулярно появляется на каналах кабельного
телевидения Nickelodeon ( www.nick.com ), Comedy Central
( www.comedycentral.com ) и Weather Channel
( www.weather.com ), а также некоммерческой американской ТВ-сети PBS
( www.pbs.org ). С 1989 по 2000 годы он также выступал в составе
Шоу Бобби Дарлинга, музыкально-пародийного квартета, гастролирующего по
северо-восточным штатам. С июня 2000 года Крис выступает в составе Blackmore's
Night, каковых представлять нашим читателям нет никакой необходимости.
Какой сессионной работой ты занимался до Blackmore's Night?
Я живу в Массачусетсе, на северо-востоке Соединенных Штатов, всего в 3-х часах
езды от Нью-Йорка и 2-х часов от Бостона. Так что у меня по соседству работают и
записываются множество музыкантов. Люди часто записывают тут свои
пластинки, потому как это существенно дешевле, чем в студии, расположенной
в большом городе. Музыканты, с которыми я работал - преимущественно
местные или начинающие артисты, так что их имена вряд ли о чем говорят в
России.
Крис, у тебя весьма внушительный список инструментов. Какой из них твой
любимый?
Скрипка производит наибольшее впечатление в смысле тембра,
диапазона и общей универсальности - на ней можно играть такую разную
музыку. Например, за один вечер я могу сыграть Бетховена с оркестром, джаз
в ночном клубе и хард-рок с друзьями в другом клубе. Во всех этих ситуациях
редко встретишь какой-либо еще один и тот же струнный инструмент. Но! На этой чертовой штуке ТАК трудно играть,
что я вынужден практиковаться по нескольку часов ежедневно лишь для того, чтобы поддерживать форму. Поэтому,
в некотором смысле, моим любимым инструментом является гитара - обычная тяжелая гитара,
бескомпромиссно и незатейливо пущенная на
полную катушку через "Маршалл". Электрогитара не требует филигранной точности
игры. Гораздо легче играть, когда электроника делает за тебя
половину дела. Спросите Ричи - он вынужден постоянно практиковаться на
акустике, а электрическую берет в руки только на концертах!
Мне нравится мандолина, потому что она сочетает в себе возможности скрипки
и гитары. Но мне так и не удалось найти полуакустическую мандолину,
которая была бы одинаково хороша для разных стилей - фолка, джаза и рока.
Иногда я предпочитаю деревянные духовые. Флейта может удивительным образом
резонировать с душой и телом как никакой другой инструмент - ты с ней
сливаешься в единое целое. В блюзовом настроении я люблю саксофон. Плюс, он так
нравится девочкам! :-)
На своем веб-сайте среди твоих любимых музыкантов ты назвал Жан-Люка Понти,
но не назвал Джерри Гудмэна. Тому есть какая-то веская причина?
Это явный недосмотр с моей стороны, потому как Джерри был первым,
кого я услышал на электрической скрипке, и он оказал на меня
большое влияние. Он обладал (и обладает) великолепной техникой и уникальным
подходом к инструменту. Особенно он хорош на тех записях Махавишны,
где он использовал педаль-квакушку. На одной из ранних записей
своей первой команды, The Flock, он играет проникновенную концовку
"Интродукции и Рондо Каприччиозо" Сен-Санса. А сейчас он выступает с одной
из моих любимых команд - Dixie Dregs. Не говоря уж о том, что Стив Морз
теперь играет на месте Ричи!
Я впервые услышал Жан-Люка Понти, когда он заменил Джерри Гудмэна в
Махавишне в середине 70-х. У него был более деликатный звук, чем у Гудмэна.
Я думаю, что две вещи виноваты в этом: во-первых, его
безукоризненные интонации и работа смычком (он был лучшим выпускником
Парижской консерватории по классу скрипки, где его отец был профессором), и
во-вторых, он тогда играл на Баркус-Берри, единстванной в то время
электрической скрипке. Гудмэн же играл на акустической скрипке с
звукоснимателем от ДеАрмонд, который имеет тенденцию к обогащению спектра и
вообще несколько "пискляв" - я сам играл с ним в начале своей карьеры.
Баркус-Берри же использовали пьезоэлектрические звукосниматели, которые
хотя и более чувствительны к толчкам и ударам по корпусу, но дают более
нежный звук и подчеркивают средние частоты. (Я некоторое время играл на
Баркус-Берри, но последние лет 10 использую похожую на якорь скрипку работы
Таккера Баррета). Музыка Понти в 70-х и 80-х годах была преимущественно
диатонической и сравнительно легкой для начинающего скрипача, поэтому я
играл в его стиле с большим энтузиазмом. В последнее время я стал большим
поклонником Стефана Граппелли и Джанго Рейнхардта и даже записал нотами
несколько соло для изучения. И, конечно, Марк О'Коннор является гениальным
скрипачом. Последний удар по моему самолюбию - он, к тому же,
блистательный гитарист, мандолинист и композитор!
Расскажи, пожалуйста, о мюзиклах, которые ты написал для Массачусетской
лотереи. В каком они стиле?
В стиле поп-рока, все они посвящены жизни подростков (я много лет работал
учителем в школе, и там же работала моя первая жена, с которой мы и
написали эти мюзиклы). Мы сейчас думаем по поводу новой постановки одного
из них.
Как ты попал в Blackmore's Night? При каких обстоятельствах состоялось
знакомство с Ричи и Кэндис?
Со мной связался их тогдашний светотехник, который живет в соседнем городе.
Поначалу я ему не поверил - слишком много людей в шоу-бизнесе лгут о
своей значимости. Но когда я навел справки на интернете, то понял, что он
говорит правду. Конечно же, я знал о Ричи, Deep Purple и Rainbow, хотя мое
знание ограничивалось общеизвестными шлягерами (когда Deep Purple были на пике
популярности, я больше слушал Махавушну, Сантану и им подобных). Я знал, что
Ричи пользуется уважением среди широких слоев музыкантов как весьма влиятельный гитарист. Там было
много всяких деталей, но, по сути дела, я им послал демо-запись, на которой я
записал некоторые блэкморовско-найтовские вещи, играя на разных инструментах
поверх секвенсора (включая соло на флейте в "Play Minstrel Play", просто ради забавы).
Моя демка их заинтересовала и мы встретились на предмет вместе пообедать и
совершить прослушивание "во плоти". Прошло замечательно. Я нашел Ричи совсем
не таким страшным, каким он может показаться по его "общеизвестной" репутации,
и, конечно же, Кэндис была просто очаровательна. Так я стал членом группы!
Что ты слышал из старых работ Ричи и что ты о них думаешь? Есть ли особо любимые?
Конечно, как и весь остальной мир, я знал "Smoke On The Water" и "Highway Star"
(какой же 16-летний гитарист гаражной команды этого не знал!). Что же касается
всего остального - я был абсолютно не в курсе. Теперь смешная история: в 1977 году я
играл в команде, которая называлась ни как иначе, как Rainbow! Мы даже не
знали о настоящем Rainbow, просто думали, что это крутое название.
Короче, играем мы концерт на открытом воздухе, который анонсировался в местных
газетах - и тут появляются все местные фанаты Ричи! Увиденное им явно не понравилось,
но мы их всех угостили пивом, и к концу вечера они нас полюбили!
Среди фэнов идет много споров о том, в каком музыкальном стиле играет
Blackmore's Night. При этом далеко не все разделяют мнение Ричи, что
это стиль "ренессанс". Как ты сам можешь охарактеризовать стиль
группы?
Ничего себе вопрос! Мы с Ричи много раз разговаривали по поводу того, как
мы оба не любим разделение на жанры, которое идет в музыке. Но, похоже, это
неизбежное зло. BN - это не "ренессанс", в том смысле, в каком играет,
например, Балтимор Консорт. Во-первых, мы играем на электрических
инструментах, а в те времена даже гитары еще не было. Когда я пытаюсь
объяснить людям, что играет BN, я использую следующие слова: "фолк с
примесью ренессанса и прогрессивного рока". Пойдет?
Несколько лет назад пиратам удалось обмануть часть
фэнов, выдав чью-то запись за музыку Blackmore's Night. Как ты
считаешь - насколько музыка группы уникальна?
Было уже много групп, которые использовали "изначальную" западную музыку.
Особенно популярны заимствования из классики. Такие команды, как Fairport
Convention и Jethro Tull (последняя особо любима мной и Ричи) интегрировали
древние гармонии в современное звучание. Без сомнения, любой музыкант или
группа подверглась чьему-либо влиянию - даже Бетховен заимствовал у
Гайдна! Тем не менее, мне кажется, что BN уникальна в смысле выделяющейся
во время выступлений комбинации действительно великого гитариста,
захватывающей вокалистки/поэтессы и виртуозных музыкантов группы.
Почему с Blackmore's Night ты играешь преимущественно на электрической скрипке?
Раньше я пытался использовать акустические скрипки с подзвучкой, но остался
неудовлетворен результатами. Они всегда звучали слишком "визгливо" и
начинали "фонить" на громких номерах. Я в курсе, что в последние
годы микрофонная техника существенно улучшилась, но я пока не спешу
удариться в новые (и достаточно дорогие) технологии. Моя Таккер Барретт
звучит очень натурально для цельного куска клена и еще никогда меня не
подводила за много лет игры, так что я не спешу ее менять на что-то другое.
Плюс к этому, она выглядит как помесь средневекового инструмента для пыток и
арбалета, так что и с визуальной точки зрения все в порядке.
Используешь ли ты свой Гибсон Лес Пол играя с BN? Вообще говоря, какой звук
гитары наиболее подходит для этой музыки?
Лес Пол - никогда! Хотя, когда Ричи "разрывает" свой Страт, я помираю от
желания присоединиться. Нет, я использую одну из ричиных гитар, обычно
его запасной полуакустический "телекастер". В прошлом году я использовал
полуакустику Godin, но остался ею очень недоволен - у нее все время задирался
гриф и сбивал настройку.
Играть ритм-гитару для Ричи было всегда не просто - он знаменит как
соло-гитарист, но он также здорово играет и ритм. И он хочет слышать от
меня вещи, которые порой очень трудно воспроизвести. К тому же, микс на
сцене зачастую такой выверенный, что мне трудно найти правильный уровень -
чуть ниже соло гитары, но, тем не менее, хорошо слышимый.
Насколько Ричи позволяет вносить свои идеи? Во время написания музыки?
Записи альбома? На сцене?
Написание музыки и запись альбома - это полностью прерогатива Ричи и
Кэндис. Хотя звук на "Fires At Midnight", несомненно, получил отпечаток личностей,
принимавших участие в записи, так как это был первый альбом, записанный именно
группой. В прошлом все было записано ими самими при помощи продюсеров и
сессионных музыкантов.
Что же касается концертов, аранжировки вырабатываются во время репетиций,
но мои соло остаются полностью на мое усмотрение.
Чего ты боишься перед выходом на сцену?
Что у меня сползут трико! Ну а если серьезно, то ничего особенного. Я научен
многолетним опытом выступлений, что есть такие аспекты живого концерта, на
которые я не в состоянии никак повлиять - звуковая и свето- техника, сами
зрители, погода, вдохновение партнеров по сцене или же их концентрация.
Поэтому все, что я могу сделать сам - это наилучшим образом
сконцентрироваться перед выходом на сцену. На сцене же я себя чувствую
легче, чем где-либо еще в этой жизни.
Какой из треков альбома был записан быстрее (легче) других? Какой
оказался самым трудным для записи?
Так, на каких же треках я там записывался?... "Преториус" был довольно
трудным, там довольно сложная партия на альтовом рекордере. На "Crowning of the
King" ушло много времени, опять же много партий на рекордере. "The Storm" на
самом деле пошел с лету, даже удивительно - достаточно сложная на первый
взгляд вещь. Были проблемы с "Hanging Tree": я записывал и перезаписывал
партию скрипки, и продюсеру все время казалось, что фальшиво. Через полчаса
оказалось, что были не настроены остальные инструменты. Когда я первый раз
появился в студии, Ричи шутил, что он украл мое соло из заглавной вещи.
Было бы здорово устроить с ним дуэль, как мы это делаем на концертах, но
какое же там получилось великолепное, классическое блэкморовское соло!
Сколько группа репетирует перед гастролями? Все ли являются на саундчек
перед каждым концертом?
Обычно мы репетируем пару недель - каждый раз в группе оказывается кто-то
новенький, с кем надо сыграться! К тому же, Ричи любит менять
аранжировки и на каждые гастроли добавлять в сет-лист новые номера. Очень
полезно провести вместе некоторое время, прежде чем отправиться в дорогу.
Иногда Ричи делает саундчек отдельно от нас, иногда вместе с нами, а иногда
вообще не появляется.
Были ли написаны новые песни во время туров, или же создание нового
происходит лишь в течение студийных сессий?
По-моему, большинство музыки пишется Ричи и Кэндис у себя дома. Кэндис
подробно описывала их творческий процесс в своих интервью.
Легко ли тебе импровизировать с Блэкмором на концертах?
"Легко" и "с Блэкмором" в одном предложении? Ха! Нет, если серьезно, то
находиться на сцене с Ричи - просто здорово. Как солист, он всегда пробует
новые вещи и любит, когда я делаю то же самое. Может быть, я и пытаюсь играть
"безопасно" и придерживаюсь ходов, которые уже зарекомендовали себя, или
же вписываются в какую-то конкретную вещь наилучшим образом, но всегда
приятно знать, что лидер группы поддерживает экспериментаторство. Это
- одна из моих любимых сторон BN: на каждом концерте будет что-то новое.
Ну и конечно, пик гастролей для меня - это сольная "перестрелка" с Ричи.
Во время концертов часть зрителей иногда требует исполнения хитов
из репертуара Deep Purple или Rainbow. Может ли это испортить вам
настроение на остаток вечера?
Нет, нам все равно! Нам доставляет огромное удовольствие играть эти вещи,
даже если это будут несколько тактов тут и там. На концерте в Чехии Ричи
даже начал играть "Smoke on the Water", прямо как на пластинке -
настолько характерный звук! Мне кажется, что Ричи иногда бывает трудно
играть, когда столько людей просят старых вещей. Я уважаю его за движение
вперед вместо почивания на лаврах 20-30-летней давности ради простого срубания бабок.
НО! Он всегда будет известен, в первую очередь, как король тяжелой гитары, и от
этого никуда не деться. Поэтому, когда у него подходящее настроение, он
может сыграть с BN пару-тройку старых вещей. Стоя рядом с ним,
играющим на "страте", начинаешь понимать, что сколь бы он ни был хорош на
акустической гитаре, его лучшим голосом остается "стратокастер".
На сцене Ричи руководит группой, используя специфические жесты руками.
Расскажи нам, по секрету, о наиболее важных.
Самый важный - ладонью вниз, означает "Играть тише". И еще один - поперек
шеи, может означать "Конец песни", или же "Ты уволен!".
Улучшились ли твои футбольные навыки? :-)
По-прежнему нулевые.
Какой наиболее смешной момент ты можешь припомнить за последние два года
гастролей?
Без сомнения, вечер, когда один из участников группы (не будем его называть)
поставил ведро, сами-понимаете-с-чем, под клавишные Кармину
Гигглио! В течении всего концерта ведро путешествовало по сцене.
В Москве был момент, когда Ричи внезапно прекратил играть в середине песни,
а остальные продолжали. Через несколько секунд Ричи продолжил играть. Ты не
помнишь, что именно там произошло?
Я не помню, но даже Ричи иногда может забыть аккорды!
Твои впечатления от российских концертов? Какое твое самое приятное и
самое неприятное воспоминания от поездки по России?
Зрители в Москве и Санкт-Петербурге были великолепны, очень благодарные за
наш приезд и всем им хотелось услышать хорошую музыку. Как скрипач, я
немного побаивался, потому как ваша страна известна отличными скрипачами,
включая моего учителя. Но уже через несколько минут мои страхи рассеялись.
Приятные воспоминания: раскачивающиеся в такт музыке зажигалки в Лужниках,
мое посещение Красной площади и Кремля, великолепный концертный зал в
Санкт-Петербурге, и, конечно же, русские люди и их теплота. Нам
столько лет, как американцам, так и русским, промывали мозги пропагандой,
что мы до сих пор очень мало знаем друг о друге. А мы так похожи. Я
испытываю огромное уважение к богатой истории вашей страны, и к огромным
страданиям, которые русский народ перенес в ходе истории и особенно в
течение прошлого столетия. Просто здорово жить теперь, когда больше нет всех
этих нацеленных друг на друга пушек и ракет. Я смотрел вокруг и меня не
покидала мысль, для чего все это было - вся эта угробленная прорва денег,
времени и человеческого потенциала? Я рад, что получил шанс поехать в
страну, которую своими глазами могут увидеть только меньшая часть моих сограждан.
Неприятные воспоминания: во-первых, таможня по приезде, где я потратил
полчаса, пытаясь объяснить, что же такое представляет из себя моя электрическая
скрипка! Поезд из Москвы в Санкт-Петербург - мне за всю ночь так и не
удалось сомкнуть глаз. Да, и грязный воздух в Москве! Я слабо себе
представляю, что там творится жарким летом - я же едва мог дышать в апреле.
Но мне известно, что Москва - это всего лишь крохотная часть целой страны, и я
надеюсь когда-нибудь увидеть остальную.
Можешь ли ты себя представить на какой-либо другой работе, кроме нынешней?
Вот это да! Если имеется в виду немузыкальная работа, то я работал много
лет в школе для детей-инвалидов, хотя и не хотел бы туда вернуться. В
смысле музыки, я счастлив в любой ситуации, где я могу играть на пределе
своих возможностей. Немного найдется стилей, которые я не люблю... Ну,
может быть, полька (мои извинения польским фанатам!). В будущем я надеюсь
участвовать в рок-проектах, а также играть фьюжн, джаз и классику...
Представь себе, что у тебя есть миллион долларов на музыкальный проект
твоей мечты, никаких дополнительных условий и вообще полный карт-бланш. Что
это будет?
Я бы, наверное, проинвестировал деньги и прекратил играть! Не надо больше
практиковаться... Мечта! На самом деле, я бы взял 6 лучших музыкантов из
тех, что я знаю, положил бы им "толстую" зарплату и просто посмотрел бы, что из нас
выйдет естественным образом. За годы мне довелось поработать с
замечательными музыкантами, которые наверняка бы все вместе сыгрались. Было
бы весьма увлекательно посмотреть, что произойдет, если нас посадить в одну
комнату на пару месяцев. А на остальное я бы купил несколько новых инструментов!
И я бы привез их в Россию!
Крис Дивайн
English version
What session work did you do prior to joining Blackmore's Night?
I live in Massachusetts in the Northeast of the United States -
only 3 hours away from New York, and 2 from Boston - so there are
a lot of musicians working and recording nearby. People are
recording their CDs here because the cost is much lower than in a
big city studio. The artists that I have recorded with are mostly
aspiring artists or those of local fame, not names anyone would
recognize in Russia!
You have a rather impressive list of instruments. Playing so many
different ones it must be difficult to choose between them. Anyway - what's
your favourite?
I find the violin the most expressive in terms of its tone,
range, and versatility - it works in so many different musical
settings. As an example, in one weekend I have played Beethoven
with an orchestra, jazz in a nightclub, and hard rock with
friends in another club. It is uncommon for there to be any
other string players in these settings. BUT - the damn thing is
SO hard to play, and requires hours every day from me to keep my
chops up. So in some ways, guitar - just turn-it-up,
in-your-face Marshall-stack heavy guitar - is a favorite, because
it doesn't require that your technique be letter-perfect all the
time. It's just easier, to be sure - the electronics do half of
the work for you. Ask Ritchie - he practices acoustic guitar
constantly, but never picks up the electric except at shows.
The mandolin I enjoy because it synthesizes the techniques of violin
and guitar in one instrument. I am still looking for the perfect
acoustic/electric mandolin that I could use for any style, folk,
jazz, or rock.
And sometimes, I prefer the woodwinds - the flute has a way of
resonating in your heart and head that can't be duplicated with any
other instrument - you can become one with it. Saxophone I like to
play when I'm in a bluesy mood. Plus, the girls love it ! ( haha)
You list Jean-Luc Ponty as your major influence, but not Jerry Goodman. Is
there a good reason behind it?
Well, I was remiss in not mentioning Jerry G., because he was the
first great electric violin player I ever heard and of course has
been an influence on me. He had, and still has, spectacular chops
and a unique approach to the instrument, he was particularly great
with the wa-wa pedal on some of the Mahavishnu Orchestra cuts. In
an early recording from his first band, The Flock, he does the end
of the Saint-Saens "Introduction and Rondo Cappricioso"
beautifully. Most recently, he has appeared with one of my
favorite bands, the Dixie Dregs. How interesting that Steve Morse
has taken over for Ritchie!
I became familiar with Jean-Luc Ponty when he took over for Jerry
Goodman in the Mahavishnu Orchestra in the mid-70's. He had a
smoother sound than Goodman, a result of two things in my opinion -
one, his impeccable intonation and bowing, as the best young
violinist from the Paris Conservatory, where his father was a
professor of violin - and two, his instrument, which at the time was
a Barcus-Berry, the only electric violin available at the time.
Goodman was using an acoustic violin with a DeArmond pickup, which
tended to distort quite a bit and be a bit shrill as well - I used
one myself in the early days. The Barcus-Berry used
piezo-electronics and while a bit thumpy sounding at times was much
smoother and more in the midrange. ( I used a BB instrument for some
time but have used the Tucker Barrett "anchor" violin for some 10
years now.) Ponty's 70's and 80's music was primarily diatonic and
was not difficult to get a handle on for an aspiring young
violinist, so I found gratification playing in his style. These
days I have been very dedicated to the music of Stephane Grappelli
and Django Reinhardt, and have transcribed several solos for study.
And of course Mark O'Connor is a violinistic genius also - and what
really hurts is, he is a brilliant guitarist and mandolinist and
composer as well!
Please tell us about the musicals you wrote under the sponsorship of the
Mass. State Lottery. What style they are?
They were pop / rock musicals, all dealing with aspects of teenage
life - I taught high school for many years as did my first wife,
with whom I wrote these shows. We are currently considering
reviving one of them for a new production.
How you joined Blackmore's Night? What are the actual circumstances of
your meeting with Ritchie and Candice?
I was approached by their lighting technician at the time, who
lives in a nearby town. At first I didn't believe him - so many
people in the music business tell lies about what they do - but
once I got online I realized it was legitimate. Of course, I
knew of Ritchie, Deep Purple, and Rainbow, and while I was not
familiar with his music apart from the big hits, ( when DP was at
the peak of their popularity, I was more into the
Mahavishnu/Santana style of music), I knew that Ritchie was
widely respected as an influential guitarist. So - there are
many lengthy details, but - I sent them a demo where I
re-recorded some of the BN material on my sequencer, played my
instruments over it ( including the flute solo on "Play Minstrel
Play", just for fun), that got their ear and we met for dinner
and a personal audition. That went well, I found Ritchie not to
be as scary a person as his public reputation would make one
think, and of course Candice was charming and lovely. From
there, I was in!
Did you ever listen earlier Ritchie's works and what do you think of
them? Any favorite if you have some?
Of course, like the rest of the world, I knew "Smoke on the
Water" and "Highway Star" - what 16-year old garage band guitar
player didn't? But as for most of the rest, I didn't know it at
all. Now here's a funny story - in 1977, I was in a band
called.....Rainbow! We actually didn't know about the "real"
Rainbow - and we just thought it was a good name. So - we do an
outdoor concert here which was advertised in some of the papers,
and all of these RB fans show up! They were not happy of course.
But we gave them free beer and by the end of the day they liked
us!
There are different opinions on what style Blackmore's Night plays in. Not
everybody agrees with Ritchie that this is Renaissance. How would you
describe the style?
Wow, now there's a challenging question. And I know Ritchie and I
have had conversations about how we dislike the categorization
that goes on in music. But it's a necessary evil, I suppose. BN
is not Renaissance, I suppose, in the sense that a group such as
the Baltimore Consort is - we use electric instruments, for
starters! And the guitar itself didn't even exist at that time.
When I try to describe BN to people, I use the words "folk, with
Renaissance and progressive rock influences." How's that?
Several years ago pirates tricked part of the public, releasing somebody
else's music as a "secret" Blackmore's Night album. How unique do you think
is the band's music?
There have been many other groups that have tapped into the
"original" Western music before - certainly classical influences
are frequent. And groups like Fairport Convention and especially
Jethro Tull (a particular favorite of mine and Ritchie's) have
integrated those early harmonies and themes into a contemporary
setting. Certainly any musician or group will show influences
from others - even Beethoven borrowed from Haydn! But I think BN
is unique in its lineup of a truly great guitarist, a captivating
lead vocalist/lyricist, and virtuoso band that is showcased so
frequently during the performance.
Why do you play (mostly) electric violin with BN?
I've used electrified acoustic violins, but I've never been happy
with it - they always sound too screechy or will feed back when
things get loud. I know there have been some advances in miking
in recent years but I'm hesitant to embrace a new and rather
expensive technology. My Tucker Barrett has such a good, natural
sound for a solid piece of maple, and has been so reliable for so
many years that I have been reluctant to change. Plus, it looks
like some medieval torture device or a crossbow, so from a visual
standpoint I think it fits right in!
When you play with Blackmore's Night do you use your Gibson Les Paul ?
Generally what guitar sound suites more to Blackmore's Night music ?
No, never the Les Paul! Although when Ritchie is ripping up the
Strat, I'm dying to join in ! No, I use one of Ritchie's guitars
- usually the semi-acoustic Tele that he has for a backup. Last
year I used a Godin acoustic/electric, but I wasn't very happy
with it - the neck kept coming up and wrecking the intonation.
It's always been a challenge to play rhythm guitar with Ritchie - he
is so famous as a lead player, but he is a fantastic rhythm guitarist
also - and there are some things he wants to hear that I have found
it difficult to reproduce at times. And also, there are times when
the mix is so delicate onstage, it's hard to find the right volume I
should be playing at - where I'm underneath the lead guitar, but
still present.
How much creative input do you have in the Blackmore's Night? During
writing? Recording? Playing live?
The writing and recording is totally up to R+C - although the
sound of the "Fires at Midnight" CD can't help but reflect some
of the personalities involved in recording it, since it was the
first of the three CDs that had the band on it. In the past, they
had done everything between them and the producers, with perhaps a
couple of "ringers" brought in for specific parts.
As for onstage, the arrangements are set in rehearsal - but the
nature and composition of my solos is left up to me.
Do you have any particular fear before hitting the stage?
Yes, that my tights will fall down! Seriously, though, none in
particular. I've learned from so many years of performance that
there are many aspects of the show that are not under my control -
the technical aspects of sound and lights, the audience itself,
the weather, the other musician's particular inspiration or
concentration on that particular night - so all I can do is be as
prepared and concentrated as possible before I go out. Once I'm
onstage, I'm more relaxed than just about anywhere else in life!
Fires At Midnight: which track was the easiest to put down? Which one was the
most difficult?
Let's see, which cuts am I on..... Praetorius was a bit of a
challenge; it's not the easiest part on the alto recorder. We had to
cut the very end a few times to get it right. Crowning of the King
took some time, since there were so many recorder parts. The Storm
actually went pretty quickly, surprising since it is more "notey"
than most of the other songs. Hanging Tree, we had some problems - I
kept recutting the violin parts, and it kept sounding not in tune to
the producer - after an hour and a half, we realized that in fact one
of the other instruments was out of tune, and that's what what
throwing it off. When I arrived for the first session, Ritchie joked
that he had "stolen" my solo in Fires at Midnight - it would have
been great to joust with him on record as we do on stage, but what an
exciting and classic Ritchie Blackmore solo it is!
How much rehearsal does Blackmore's Night do prior to a tour? Do you all do
the soundchecks before every gig?
Usually we rehearse for about 2 weeks - it seems that there's
always a new member (!) that we have to break in. And Ritchie
likes to play with the arrangements and add a few new numbers to
the set list for each tour. It's good to spend some time together
before we head out.
Sometimes Ritchie soundchecks separately from us, sometimes with us
- sometimes not at all!
How the new music is written? Is it mostly during the writing sessions in
the studio or during tours as well?
I think a lot of the BN music is written when R+C are at home,
just being around their house and jamming with each other. There
are interviews with Candy where she describes their writing
process.
Is Blackmore an easy person to improvise with in a live situation?
"Blackmore" and "easy person" in the same sentence? Hahaha!
Seriously, though, Ritchie is great to be with onstage, as a
soloist - he is always trying new things and likes it when I do
too. I can tend to "play it safe" and stick with some of the same
patterns that have worked in the past - and sometimes, that is the
best thing for a particular song - but it's good to know that the
leader of the band encourages experimentation. That's one of the
things I love about BN - there will always be something new in
every concert. And when Ritchie and I trade solos, well, that's
the highlight of the tour for me!
Often during the live shows old DP and Rainbow number are being requested.
Is the band (and not just Ritchie) easily put off by that?
No, we don't care! For us it's fun to play some of those songs,
even if only a few bars here and there. At the concert in Czech
he actually started "Smoke" - it was like being in the middle of
the record - what a distinctive sound he has! I think it is
difficult for Ritchie to perform sometimes when there are so many
people yelling for his past. I respect him for moving on with his
musical career and not just wallowing in what happened twenty or
thirty years ago to make more money. But - he will always be
primarily known as a hard-rock guitar hero, there's no getting
around it - and so he does play some of those songs with BN if the
mood suits him. And when you stand next to him while he plays the
Strat, you realize that, as excellent as he is with the acoustic
guitar, the Stratocaster is his most comfortable voice.
On stage Ritchie usually communicates with his band using some particular
hand signs. Can you reveal us some most important ?
Usually, the most important one is, palm down - "play quieter!"
That, and the drawing of the line across the neck - which can
mean, " End the song", or , "You're fired!"
Have you managed to improve your soccer skills? :-)
No, I still pretty much suck!
What's the most hilarious moment of last two years touring you can
remember ?
Without a doubt, the night when some band member (who will remain
nameless) put a bucket of - you know what - under Carmine's
keyboards! It ended up making the rounds of the stage throughout
the set.
In Moscow there was a moment when Ritchie suddenly stopped playing in
the middle of the song. Nevertheless other musicians continued. A few
seconds later Ritchie joined back. What exactly happened then if you can
remember of course?
I don't remember - but it's possible that even Ritchie can forget
the chords sometimes!
What is your general impression of the Russian tour?
What are your best and worst memories of that trip?
The audiences in Moscow and St. Petersburg were great - very
appreciative that we were there, anxious to hear some good music.
As a violinist, I was a little bit fearful because your country
is so famous for producing great ones, my teacher among them.
But within minutes I knew that we were going to have a great
time. My good memories - the lighters swaying in time to the
music at Luzhniki, my visit to Red Square and the Kremlin, the
beautiful concert hall in St. Petersburg, and all of the very
warm Russian people that I met. For so many years we were,
Americans and Russians both, subjected to so much propaganda and
ignorance about each other. Yet we are so much the same. I have
so much respect for the rich history of your country, and the
deep suffering that so many Russians experienced throughout that
history and especially in the last century. How wonderful to
live in a time where we no longer have all these guns and bombs
aimed at each other. I looked around and thought, what was it
all for, all that waste of money, time, and human potential? I'm
grateful that I got a chance to visit a place that only a small
minority of my countrymen will ever see.
My worst memories - first, getting through Customs when we came in,
where it took half an hour to explain what my electric violin was!
The train from Moscow to St. P - didn't get a wink of sleep all
night. And oh, the air pollution in Moscow! I can't imagine what it
must be like in the hot summer, I could barely breathe in April. But
I know that Moscow is just a tiny part of the whole country - someday
I hope to see some more of the countryside!
Can you imagine any other job for yourself besides the current one?
OH, there's a big one! If you mean a non-musical job, I taught
special-needs students in high school for many years, although I
would rather not go back to it. Musically, I am happy in any
situation where I can play to the limits of my abilities. There
are few styles that I dislike... except maybe polka (apologies
to the Polish fans!) In the future I hope to do rock projects,
fusion, jazz, classical...
Suppose you're given 1,000,000 USD to do a whatever music project you want to
do, carte blanche and no strings attached. What would it be?
I think I'd invest it and quit playing! No more practicing...
sounds like heaven. But really - I would round up the 6 best
musicians I know, put them on big fat salaries, and see what
developed organically between us. I have worked with some great
people over the years that I know would be great together - I'd
be fascinated to see what would happen with us all in the same
room for a couple of months. With the rest, I'd buy some new
instruments!