Last Releases



Deep Purple
Machine Head (Audio Fidelity Gold CD)

© 2010 Audio Fidelity / Warner Records

Mastered by Steve Hoffman

cover       Это уже четвертый "пурпурный" релиз от Audio Fidelity (предыдущие 3 результата труда Стива Хоффмана - гибридный диск (CDA + SACD) Live On The BBC, а также "золотые" СDA Who Do We Think We Are и In Rock).
      Со времени выхода Who Do We Think We Are много воды утекло - теперь каждый екземпляр имеет свой номер, который наклеен (напечатан) на картонном футляре (чтоб ни у кого не оставалось сомнений - тираж издания ограничен), но и цена диска выросла почти в 2 раза.
      В картонный футляр "золотого" Machine Head вложена коробочка с диском, буклет и точная копия плакатика с текстами песен (как было на виниловом альбоме). В буклете есть все снимки, как на виниловом издании, а также помещены фото "яблока" диска Warner.Bros.
      Теперь о звуке. Меломанам давно известно, что мистер Хоффман - ярый противник лишней компрессии, и его диски отличаются этаким "виниловым" звучанием. В случае с предыдущими "золотыми" изданиями конкуренции как таковой не было - "бодаться" релизам от Хоффмана приходилось с обыкновенными серийными CDA, и результат был предопределен заранее - это все равно, что сравнивать штучную работу Фаберже с штамповкой на заводском прессе. С Machine Head ситуация кардинально другая - кроме юбилейного ремастера Питера Мью (1997 год), этот альбом также был выпущен на более прогрессивных носителях - SACD и DVD-Audio. Как обладатель всех этих дисков, я не мог не сравнить их звучание.
      Два лирических отступления.
      Первое. В середине 90-х годов мне не раз приходилось общаться с Филом Ньюэллом, известным продюсером, звукорежиссером, автором нескольких книг по психоакустике, создателем ряда студий звукозаписи (он несколько месяцев жил в Виннице). Ньюэлл - личность многогранная: был продюсером альбомов Gong и Майкла Олдфилда; работал техническим директором фирмы Virgin; как и его друг Ричард Брэнсон, является фанатом авиации. Так вот, в одном из разговоров Ньюэлл сказал, что уши можно сравнить с отпечатками пальцев - у всех они разные, каждый слышит по-своему. Кстати, уезжая из Винницы, маэстро увез с собой транзисторный усилитель, сварганенный местным "Левшой"… Это я к тому, что результат прослушивания сугубо субъективен, и кто-нибудь другой придет к совершенно другим выводам. К примеру, автор единственной рецензии на "золотой" Machine Head, помещенной на amazon.com, не рекомендует покупать его, так как диск 1990 года, якобы, звучит лучше (особенно это касается звучания ударных).
      Второе. Опять же, в середине 90-х у нас в городе в среде аудиофилов была весьма популярной забава под названием "тестирование аппаратуры". По очереди мы свозили на одну из квартир свои усилители и вертушки, и устраивали тестирование. Также проводилось сравнение разных дисков. Само-собой, эта процедура проходила по всем правилам алхи… (прошу прощения, акустической науки :) - тестирование было "слепым". Аппаратура накрывалась простынями, и тестирующие не видели, что конкретно в данный момент подключено. В роли подключающего (либо ставящего диск) по очереди оказывался каждый из участников эксперимента. Так вот, однажды я, повозившись несколько минут у аппаратуры, создавая видимость подключения, ничегошеньки там не поменял! С огромным удовольствием я потом выслушивал отчеты о кардинальном различии в звуке. С тех пор я серьезно не воспринимаю отчеты людей, которые сравнивали звук не "в слепую", - то есть, слушали музыку не только (и не столько) ушами, но и глазами. :
      Но вернемся к предмету разговора. Прослушивались Lazy, Pictures Of Home и Maybe I'm A Leo. Сравнение проходило в 3 этапа. Аппаратура: SACD-проигрыватель Yamaha CD-S1000, усилитель Yamaha A-S1000.
      На первом этапе сравнивались: 1. "Золотой" диск. 2. Юбилейный ремастер Пита Мью 1997 года. 3. "Простой" стерео-слой (CDA) гибридного диска. 4. Стерео-слой (SACD) гибридного диска. Прослушивание проводилось на наушниках AKG 181DJ. Второй этап: звук подавался на колонки B&W P6. Прослушивались те же диски.
      Третий этап. В "гонках" принимает участие DVD-Audio (стерео-слой). Диски прослушиваются на DVD-проигрывателе Denon-1930. Ставила диски на вертушки моя жена, она же заботилась о том, чтобы уровень звука был одинаковым.

      Результат:

      5. Юбилейный ремастер Пита Мью 1997 года.
      4. Стереослой гибридного диска (CDA).
      2-3. Золотой диск; стереослой DVD-Audio.
      1. Cтереослой гибридного диска (SACD).

      Все огрехи записи особенно хорошо слышны на наушниках: невесть откуда взявшийся "песок" в Lazy на ремастере Пита Мью (только на диске 1997 года, на гибридном его нет!), сильное шипение в начале этой же песни на релизе от Хоффмана. Неплохо звучит DVD-Audio, однако SACD - вне конкуренции. Там нет навязчивого шипения, и в то же время не чувствуется топорное применение "шумодава", все инструменты предельно четко детализированы.
      Вывод: если у вас нет SACD-проигрывателя, то покупать релиз Audio Fidelity нужно обязательно. В отличие от зажатости и некой синтетичности юбилейного ремастера, звук золотого диска "теплый" и прозрачный. Как обычно, Хоффман выполнил свою работу на уровне. Нужно ли избавляться от юбилейного ремастера? Не думаю. Во-первых, там есть второй диск с ремиксом Роджера Гловера. Во-вторых, - хорош буклет с интересной информацией и редкими фото.

Владимир Дрибущак
г.Винница, Украина
Апрель 2010


      "А почему не Fireball?" - хором кричали все форумы во всех уголках галактики, когда было объявлено, что Стив Хоффман после мастеринга "In Rock" берется за "Machine Head". И действительно - почему? Юбилейное издание "Machine Head" звучит чертовски убедительно и мощно - и даже в двух вариантах. Да, там есть мелкие огрехи в виде металлических щелчков, но в целом это был, безусловно, большой шаг вперед.
      Можно вспомнить, что форумы суетились и перед выходом золотого издания "Who Do We Think We Are", и вопросы были те же - только тогда все мечтали об "In Rock".
      Так что же все-таки сделал Стив Хоффман с одним из краеугольных камней хард-рока? Что он СМАСТЕРИЛ? Если кратко - самое аналоговое звучание этого альбома на цифровом носителе. Очень плотный звук, потрясающая детализация в верхнем спектре, ламповое звучание стратокастера Ричи. :)
      Все то, чем запомнились предыдущие работы Стива, можно полностью применить и к "Machine Head". Но есть еще что-то - возможно, даже что-то эфемерное. Два момента, поразившие меня больше всего - невероятная мощь "Smoke On The Water" и звучание гитары в соло "Lazy". Появилось желание проверить, не превратился ли мой транзисторный усилитель в ламповый…
      Новое звучание "Machine Head" - своеобразное перемещение в прошлое, на берег Женевского озера, в Монтре, 1972 год. Это попытка... точнее даже - удачная попытка напомнить, что теплый виниловый звук может быть по-прежнему актуальным и в цифровую эру. Думаю, нет необходимости рекомендовать это издание тем, у кого уже есть предыдущие работы Стива - этот ритоРИЧИ(е)ский вопрос они для себя уже решили. Для тех же, кто еще не слышал, что делает с мастер-лентами в своей лаборатории алхимик Хоффман, я бы предложил начать с золотого "In Rock".

Сергей Сухов aka JL,
www.deep-purple.ru forum,
Апрель 2010

Home  WWW . DEEP-PURPLE . RU