Jon Lord
Durham Concerto
© 2008 Avie Records
Part I. Morning
- The Cathedral at Dawn (solo violin, solo cello, Hammond organ)
- Durham Awakes (solo violin, solo cello, Hammond organ, Northumbrian pipes)
Part II. Afternoon
- The Road from Lindisfarne (solo violin, solo cello, Northumbrian pipes)
- From Prebends Bridge (solo cello)
Part III. Evening
- Rags & Galas (solo violin, solo cello, Hammond organ)
- Durham Nocturne (solo violin, solo cello, Hammond organ, Northumbrian pipes)
Jon Lord (Hammond organ)
Matthew Barley (cello)
Ruth Palmer (violin)
Kathryn Tickell(Northumbrian pipes)
Royal Liverpool Philharmonic Orchestra / Mischa Damev (conductor)
Total time: 56:27
"Durham Concerto" Джона Лорда был записан в июле и впервые исполнен 20 октября 2007 года в Даремском соборе, в ходе празднования 175-летия Даремского университета, основанного в 1832 году.
Новая работа существенно раздвинула рамки звучания сольных альбомов Лорда, на протяжении своей карьеры постоянно экспериментировавшего с разными жанрами и формами.
Чаще всего это получалось на высоком уровне, хотя иногда внутренняя цельность альбомов всё же нарушалась (и в первую очередь, на "Before I Forget", перемежавшем
упрощённый и не очень яркий хард-рок с блестящими неоклассическими композициями). Слова "неоклассика" или "арт-рок", легко приложимые к "Pictured Within" и "Miles Away",
почти неприменимы к "Durham Concerto", классическому произведению, записанному с использованием нестандартного набора солирующих инструментов: скрипка, виолончель,
лордовский "Hammond" и нортумбрийские дудки. Эта инновация привносит в жанр импрессионистские ноты, что отражается в структуре произведения, представляющего собой
метафору одного дня из жизни Дарема: утро, день и вечер.
The Cathedral at Dawn
В первой композиции первой части солируют виолончель, скрипка и орган. Звучание ровное, мелодии плавно перетекают друг в друга, порождая разнообразные цветовые ассоциации, связанные с гаммой зари, покрывающей собор (в каком-то смысле интерпретация идей знаменитого цикла Моне). Чувствуется "пурпурная школа" (виолончель напоминает гитару Блэкмора в середине песни "Fools"). Ближе к концу в звучании появляется торжественность, но она растворяется в спокойствии финала.
Durham Awakes
В этой композиции звучат четыре солирующих инструмента. Игривый, точёный мелодический рисунок создаёт образ пробуждающегося города. Связка ударных и органа в концовке заставляют вспомнить "Concerto for Group and Orchestra".
The Road from Lindisfarne
Из четырёх солирующих инструментов здесь отсутствует орган. Создаётся ощущение долгого пути, поддерживаемое нортумбрийскими дудками, которые, в отличие от предыдущей композиции, создают "тягучее", а не "суетливое" настроение.
From Prebends Bridge
Солирует только виолончель, передающая впечатления от пейзажа. Рациональная рефлексия соседствует с медитативным растворением в окружающем мире.
Rags & Galas
Появляются орган (композиция начинается с фирменного соло на "Хаммонде") и скрипка. В музыку возвращается предметность.
Durham Nocturne
Полный состав инструментов и оркестр исполняют финальную композицию, по своей продолжительности и мелодическому богатству сопоставимую с музыкой "The Cathedral at Dawn" (возникает кольцевая композиция). "Даремский ноктюрн" открывается потрясающей темой, сыгранной Кэтрин Тикелл. Проходя через серию сложных мелодических перепадов, город засыпает…
В отличие от "Pictured Within", "Beyond the Notes" и многих других работ Лорда, включавших вокальные партии, "Durham Concerto" представляет собой полностью инструментальное произведение, в котором преобладает созерцательное, медитативное настроение, связанное с замыслом альбома. Быстрые партии встречаются не очень часто и, в большинстве своём, отдаются "на откуп" оркестру.
Алан Жуковский / Alan Zhukovski,
для deep-purple.ru
2008 год.
WWW . DEEP-PURPLE . RU
|