lastrel




Stuart Smith: "Heaven And Earth"
© 1999



Cover       Этот диск, вышедший на фирме "Frontiers Records" в 1999 году, вне всякого сомнения, должен пополнить коллекции всех уважающих себя поклонников Deep Purple, Rainbow и их общего знаменателя - гитариста Ричи Блэкмора. Нет, самого Человека в черном на "Heaven And Earth" нет, но дух его наличествует чуть ли не в каждой ноте и мелодии. Дело в том, что Смит официально считается учеником Ричи. Еще одна черточка в портрет Блэкмора - не легенды, а человека. Мало ли кто, скажете, может провозгласить себя этим самым учеником? В том-то и дело, что мало кто. Несмотря на то, что в игре чуть ли не половины хард-роковых гитаристов отчетливо прослушивается "пурпурное" влияние, все они заявляют, что их ориентиры - Джимми Пейдж да Эдди Ван Хален. Ричи что-то не в моде. Уж больно мелодичен. За что и любим.
     Стюарт Смит и в самом деле дружен с Ричи с первой половины восьмидесятых. Более того, их отношения настолько теплы, что Смит уговорил Блэкмора доработать совместно одну из незаконченных композиций маэстро. Результат сотрудничества мы услышим на втором альбоме проекта "Heaven And Earth", выход которого намечен на 15 января грядущего года. Но давайте пока рассмотрим диск первый.
      Открывает его боевик "Don't Keep Me Waiting". Фолковый перебор сменяется запоминающимся риффом, а яростная гитарная атака - легкой вокальной линией, исполняемой Келли Хансеном, известным по работе в группе Hurricane. Чем хороша работа в духе Блэкмора, так это тем, что гитарист не стремится втиснуть максимум нот в один такт соло - мелодия от этого не выиграет. Вот Смит и не втискивает. Второе соло - на органе "Hammond" - оставляет слушателя в легкой эйфории. Облака которой еще более сгущаются во время акустического вступления к заглавной композиции. И вот он - знакомый лиричный голос Джо Линн Тернера, заводящий балладу, живо напоминающую о "Tearin' Out My Heart" и "Love Conquers All". Джо быстро переводит неторопливый напев в живой и западающий в уши припев.
      О, вот это уже интереснее. Смит на слайд-гитаре начинает "рассказывать" классический блюз, гитарист Bon Jovi Ричи Самбора вторит ему на домбре, а потом... Потом с мольбой врывается мгновенно узнаваемый вокал Гленна Хьюза. Блюз - он и есть блюз, тем более классический "See That My Grave Is Kept Clean" Блайнд Лемона Джефферсона. И каким бы великолепным певцом ни был Гленн, исполнять блюз он не умел никогда. Слишком много манерности и вокальных экзерсисов, отлично вписывающихся в исповедуемый Хьюзом утяжеленный фанк а-ля Стиви Уандер, но не в блюз. Хотя все равно здорово - ибо голос хорош до скрежета зубовного. Отдельно стоит отметить барабанные каскады Кармина Эписа.
      Чем дальше - тем пурпурнее. "When A Blind Man Cries", великолепный сингл Purple, в исполнении Самборы звучит чуть ли не лучше, чем в оригинале. Стюарт и Самбора внесли в песню, казалось бы, минимальные изменения - и она стала другой, намного более блюзовой, а значит - прочувствованной. Причем блюзовость эта создается не только за счет двух великолепных гитар, но и благодаря голосу Самборы, не пытающегося подражать Иэну Гиллану. Тернер возвращается с типичной для него "Memories" - отличной, чуток припопсованной разухабистой песенкой, припеву которой вызывает неудержимое желание влить в него свой голос.       А затем начинается самое веселое. В 1981-м Блэкмор записал композицию "Difficult To Cure", основанную на "Оде радости" из Девятой симфонии Бетховена. Смит и продюсер Пэт Риган (кстати, работавший с Блэкмором) выбрали своей "жертвой" Баха. После исполненного на акустической гитаре вступления - в стиле, в котором Ричи работает сейчас - начинается оч-чень знакомый бит "Difficult". И называется все это "Dreams Of Desire". Правда, орган заменили клавесином, но общий подход не оставляет сомнений в том, что именно было взято за основу. (Прибавьте сюда еще кусочек того, что известно перпломанам как "Blues" и пару тактов мелодии, сильно напоминающей "Wind In The Willows" из "Violet Moon".) Причем, создается впечатление, что все это сделано намеренно - в качестве шутовского поклона в сторону Блэкмора. Так же звучит и следующая песня - рок-н-ролл "Trouble In Paradise", вобравший в себя риффы блэкморовых "Can't Happen Here" и "Rock Fever", - тем более, что и текст "Trouble" - практически римейк "Can't Happen". Смешно? Смешно. Пел бы Тернер - было бы даже обидно, а так - вокал в этой вещи отдали Хансену.
      Веселье резко обрывается на "Shadow Of The Tyburn Tree". Впервые Джо Линн взялся за тонкий фолковый мотив. Сам Блэкмор давно не писал столь щемящих баллад. Двенадцатиструнная гитара в сопровождении струнных и ошеломительно-нежная мелодия превращают этот плач по утраченной любви в нечто просто волшебное. Слезы на глазах просто гарантированны. И дабы слушатель окончательно не расклеился, Смит с Тернером выдают на-гора "It's Got To Be Love", бодрую песенку с притопами-прихлопами и псевдоприсутствием духовых - ну точь-в-точь, как в приторной "Power" из репетуара Rainbow. Далее следует очередной блюз "When The Blues Catch Up With You", наконец-то далекий от наследия Ричи и подходящий для Пола Роджерса. Написал эту композицию и спел некто Эл Мирикитани, он же и сыграл на гитаре - разумеется, при участии Смита и Ховарда Лиса из Heart. "Do You Ever Think Of Me" тоже звучит блюзово, но более коммерчески - в духе мелодичного харда восьмидесятых. То же настроение продолжает и инструментальная зарисовка "The Road To Melnibone", исполненная опять-таки на трех гитарах и ой-ой-ой как напоминающая "The Loner", известную по версии Гари Мура; на сей раз к Смиту и Лису присоединился Айен Херси со своей двенадцатистрункой.
      Известный певец Пол Шортино взялся за утяжеленный опять-таки блюз "Howlin' At The Moon" - штуку приятную, но ничем особо не примечальную. В отличие от следующего инструментального фрагмента "Telstar 2000", сочиненного в середине шестидесятых ментором Блэкмора легендарным британским продюсером Джо Миком. Дух времени Стюарту Смиту сохранить удалось вполне - за счет низкого, неискаженного процессорами звучания гитары. Напоследок команда с Хансеном у микрофона вдаряет качественным рок-н-роллом "Lose My Number", повергающим слушателя в размышления о том, что именно из Блэкмора ребята процитировали на закуску.
      Вывод? Диск очень веселый - именно благодаря намеренной "блэкморовости". Те, кто знает, что к чему, оценят программу "Heaven And Earth" по достоинству. Те, кто не в курсе, подойдут с другой меркой - меркой отличной, мелодичной музыки - и тоже не останутся в эмоциональном накладе. Вот только интересно, какими рай с адом выйдут на следующей пластинке Смита.


Dmitry M.Epstein, dm_epstein@usa.net
http://dme.dmme.net


Home  WWW . DEEP-PURPLE . RU