GILLAN
12.05.90, Москва, Россия.
Дворец спорта "Олимпийский"
???? зрителей
Рустэм Ярцев, russtem@mail.rb.ru
В 1990 году мне было 24 и я был аспирантом
авиационного института, который имел счастливую для
многих провинциалов возможность посещать Москву
примерно в два месяца раз - в рамках служебной
командировки для выполнения договора, скажем так,
"с одним очень крупным предприятием
министерства авиационной промышленности". Половину
своей тогдашней жизни я уже прожил фаном "Дип
Перпл", но вот сольного творчества Гиллана не знал
почти совсем - соответствующие записи и диски
(винил, разумеется) "не дошли". Вот дополнительная
трудность, по которой я
не могу воссоздать сет-лист того "светлой памяти"
вечера, не считая стершихся воспоминаний. Однако
кое-что помню, о чем и рассказываю.
Гиллан должен был приехать в Москву еще раньше - в
марте. В интервью журналу "Эхо планеты" того
периода он дает следующее объяснение переносу
концертов: "западногерманская фирма грамзаписи
перенесла выпуск диска ("Naked Thunder" - Р.Я.) на
июль, и мы решили еще поработать в студии"
(№19/90). Об этом решении я, естественно, не знал и
был искренне огорчен срывом тура. Западная
рок-культура тогда дальше
Москвы и Питера не гастролировала принципиально, а
"Саббат" с "Назаретом" и "Пинкфлойдом" я уже успел
к тому времени пропустить.
"Вот теперь и с Гилланом - облом!", - пришла горестная
мысль и скупая мужская
слеза...
Представьте теперь себе: в мае нужно ехать
в очередной служебный вояж, и уже билеты есть в
Москву на вечер 13-го, как вдруг за
несколько дней узнаю: вот оно, наконец,
свершилось! Точнее, свершится - 11-го, 12-го и
13-го! И как тут было не "совместить" хлеб со
зрелищами?!
Короче, поменяв старые билеты на новые и
благополучно их использовав, приезжаю на Казанский
днем 12-го, как сейчас помню, в субботу. И сразу
же, вместе с вещами - к кассам Олимпийского: может
быть, повезет и не понадобится стрелять перед
концертом "лишний билетик" у спекулянта (тогда
это называлось именно так).
На подступах к спорткомплексу советского еще
гражданина встречал достаточно непрезентабельного
вида плакат примерно следующего содержания: "ЯН
ГИЛЛАН - непревзойденный исполнитель партии Христа
в рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда", лидер
группы "Дип Перпл". Некоторая обида за Блэкмора и
Лорда была, однако, быстро подавлена чувством
радостного возбуждения по поводу того, что билеты в
кассе еще есть, и даже "на сегодня и на завтра", и
даже в очереди особо стоять не нужно - движение
оживленное, но народ не скапливается. И даже места
сравнительно неплохие остались. Помню, что выбирал
- на какой день взять, и решил взять на 13-е,
потому что на последнем концерте - кто знает? -
вдруг Гиллан на энтузиазме "оттянется" по полной программе, есть
вероятность. Однако взял билет на 12-е, потому что
ждать "до завтра" никакого терпения не было, а
мощный душевный импульс способен разрушить любые
рациональные схемы.
Билет, кстати, выглядел точно также, как и
на предыдущий концерт (см. скан в отзыве за 11.05.90).
К сожалению, не сохранился.
Переношу свое повествование сразу на вечер того же
дня, и непосредственно в зал Олимпийского, где мне
досталось место ближе, конечно, к последним рядам,
но зато на возвышении, откуда было неплохо все
видно, особенно в десятикратную трубу, которой я
предварительно запасся еще в Уфе. Сцена
просматривалась не по центру, а чуть левее,
и действительно представляла собой довольно
скромный "черный прямоугольник", на котором, когда
я пришел, заканчивался монтаж весьма нехитрого,
особенно по сегодняшним меркам, оборудования.
Ударная установка, правда, была от "Pearl".
Я люблю разглядывать такое вот
неторопливое действо на сцене перед концертом -
"мое ощущенье назовем предвкушенье". Иногда мне
кажется, что никакой производственной необходимости
за этим не стоит, а имеет место всего лишь
небольшая "игра на публику". В тот раз
производственная прелюдия к шоу завершилась
появлением какого-то парня в рабочем комбинезоне,
который сначала
потренькал на гитарах (настраивал, что ли?), а
затем принес и расставил по "боевым позициям"
несколько "пузырей", по форме напоминавших бренди
"Слънчев бряг". Зал в это время заполнялся все
прибывавшим людским потоком, равномерно
растекавшимся по посадочным местам. Не помню, был
ли стоячий партер (кажется, нет), но аншлага не
было точно, я еще подумал: "Да-а, заелись москвичи".
Наконец, погас свет и вместо разогрева в первый и
последний раз на сцену выполз некий "ведущий",
который зычным голосом продекламировал примерно
следующее: "Благодаря договору с фирмой "Барруччи"
случилось невозможное - к нам приехал... (дальше
следовал пересказ содержимого плаката) ... Встречайте!!!
Для вас поет (тут он сделал паузу,
собрался с духом и заорал что есть мочи)...
Я-а-а-а-а-н Ги-илла-а-а-н!!!! ". Включился
полусвет-полумрак - а на сцене уже стоит группа - и
группа грянула.
Шоу "Гиллан-Москва - 12.05.90 - Naked Thunder" началось. Появляется САМ.
Гиллан появился очень хорошо - исключительно
по-деловому: микрофонная стойка в руках, лица из-за
волос не видать (правда, не Хьюз, конечно, на
"California Jam") и поет без передышки какой-то
крутой забойняк - как потом выяснилось, "Gut
Reaction" - первую и самую классную вещь на "Naked
Thunder". Зал сразу "включился" и из этого
состояния не выходил уже до самого конца программы.
Одет Гиллан был в "две трети" от костюма-тройки -
белые брюки в черную полоску (но не "зебра" -
черная полоса тоньше) и такого же цвета
жилетка-безрукавка (видать, проблема "животик"
существовала еще десять лет назад). На жилетке
справа от зрителя - большой золотого цвета значок
навроде звезды шерифа. На ногах - не помню, что.
На руках тоже. В трубу маэстро смотрелся совсем как
поживший в свое удовольствие сорокапятилетний
мужик, кем он и был тогда на самом деле.
Сразу нужно признать, что явление
"Христа-суперзвезды" народу в тот вечер состоялось:
Гиллан, по-видимому, только что оправившийся от
простуды (интересно, не с помощью ли русской
народной рецептуры?), о которой я вообще узнал
только со слов своего побывавшего на первом
концерте приятеля ("Гиллан постоянно чихал и
сморкался"), находился не только "в голосе", но и в
подвижной физической форме и, насколько можно
судить, в столь же живом настроении, так что его
богатый опыт фронтмэна на фоне неискушенности
только что приопущенного "железного занавеса"
пришелся как нельзя кстати. Во всяком случае, до
поющего пенсионера эпохи "Абандом"-тура, сыплющего
штампованными заготовками -"сюпер", "бьютифул",
"фантастик" и т.п. - было еще довольно далеко.
Словом, было
весело и интересно, группа поддержки выдавала
заводной качественный звук, оставаясь при этом в
тени великого маэстро, т.е. не запомнившись мне
какими-либо виртуозными соло или экстравагантными
выходками, и под этот
звук "непревзойденный исполнитель", что
называется, "цвел и пах", а народ "оттягивался" -
таково общее смутное воспоминание о представлении.
Конкретно же запомнились два момента. Первый - это
непрерывные жестикуляции "большого Яна" в области
своего мужского достоинства - например, попытка
достать Объект рукой со стороны "между ног сзади",
или же призывные заманивания кого-то из публики на
сцену, переходящие в "быстрые поршнеобразные
движения полусжатой в кулак кисти правой руки в
направлении "от и до" того же Объекта. Второй
момент связан с появлением на сцене теперь уже
Субъекта, молодого и длинного, которого Гиллан
представил ("его сын" - перевел мне,
нерасслышавшему,
кто-то из соседей) и поручил ему спеть один из
фрагментов. Отсюда естественным образом возникает
ряд вопросов, касающихся гиллановской личной жизни,
и поскольку лично я о существовании сына у Гиллана
ни до, ни после концерта ровным счетом ничего не
слышал, то вдруг засомневался, а правильно ли мне
перевели и кто же это тогда был на
самом-то деле. Хотя, нужно сказать, что как лицом,
так и нарождавшейся комплекцией "сын", если верить
трубе, действительно походил на "отца".
Это что касается шоу. Мои же воспоминания о
сет-листе сводятся к следующему. Кроме упомянутой
"Gut Reaction" звучало еще несколько треков с
"Naked Thunder", в том числе предпоследний длинный
медляк с еще более длинным названием - нет у меня
под рукой списка песен. Одна
вещь прозвучала с пластинки Гиллан/Гловер-88,
кажется, "Telephone Box". Остальной материал, как я
подозреваю, представлял собой Greatest Hits
групп Gillan и Ian Gillan Band с небольшим
вкраплением классических рок-н-роллов, потому что
"дипперпловских" песен было всего три: "Strange
Kind Of Woman" (здесь я почему-то вдруг
засомневался - не путаю ли с "Black Night"? Но,
кажется, все-таки нет), "Knocking At Your Back
Door" и, заключительная, конечно, сами знаете какая
- под "Smoke On The Water" зал встал.
Это как гимн в конце
заседания, после которого остается только разойтись
- делать больше нечего, ибо большего кайфа все
равно не получишь. Классика, понимаешь!
Для информации добавлю: в том же интервью журналу
"Эхо планеты" Гиллан говорит о своей группе, что
"это великолепные музыканты, которые объехали чуть
ли не весь мир, а теперь собираются и в СССР.
Пользуясь случаем, представлю их будущим зрителям. (Абзац)
Средний возраст - около 40. Назову прежде всего
гитариста Стива Морриса - вместе с ним мы
написали все песни для альбома. На клавишных играет
Томи Эйр... Ударник - Тед Маккена, известный
меломанам по игре в шотландском ансамбле Алекса
Харви. Самый молодой - Нек Донахью, ритм-гитара.
И, наконец, Дэйв Ллойд - он владеет практически
всеми инструментами". В другом "Эхе", №24/90, на
цветной вкладке опубликовано несколько фотографий
Гиллана, в том числе две, я подозреваю, с одного из
московских концертов - однако,
не со второго: Гиллан в тех же самых полосатых
брюках, но в другой жилетке. На одной из этих
фотографий присутствует вышеупомянутый "сын", но
тоже несколько по-другому одетый и с солдатским
ремнем советского образца, которого на нем не было
во время нашего концерта. Маловероятно, чтобы эти
снимки были сделаны в других городах того же тура.
Ну и, наконец, с личного начинал свой рассказ,
личным и закончу. После того первого, "настоящего"
рок-концерта в своей жизни, я увез на Родину светлый
образ Гиллана и жгучий интерес к его сольному
творчеству.
WWW . DEEP-PURPLE . RU
|