Live


GILLAN
12.05.90, Москва, Россия.
Дворец спорта "Олимпийский"
???? зрителей

Рустэм Ярцев, russtem@mail.rb.ru



      В 1990 году мне было 24 и я был аспирантом авиационного института, который имел счастливую для многих провинциалов возможность посещать Москву примерно в два месяца раз - в рамках служебной командировки для выполнения договора, скажем так, "с одним очень крупным предприятием министерства авиационной промышленности". Половину своей тогдашней жизни я уже прожил фаном "Дип Перпл", но вот сольного творчества Гиллана не знал почти совсем - соответствующие записи и диски (винил, разумеется) "не дошли". Вот дополнительная трудность, по которой я не могу воссоздать сет-лист того "светлой памяти" вечера, не считая стершихся воспоминаний. Однако кое-что помню, о чем и рассказываю.
      Гиллан должен был приехать в Москву еще раньше - в марте. В интервью журналу "Эхо планеты" того периода он дает следующее объяснение переносу концертов: "западногерманская фирма грамзаписи перенесла выпуск диска ("Naked Thunder" - Р.Я.) на июль, и мы решили еще поработать в студии" (№19/90). Об этом решении я, естественно, не знал и был искренне огорчен срывом тура. Западная рок-культура тогда дальше Москвы и Питера не гастролировала принципиально, а "Саббат" с "Назаретом" и "Пинкфлойдом" я уже успел к тому времени пропустить. "Вот теперь и с Гилланом - облом!", - пришла горестная мысль и скупая мужская слеза...
      Представьте теперь себе: в мае нужно ехать в очередной служебный вояж, и уже билеты есть в Москву на вечер 13-го, как вдруг за несколько дней узнаю: вот оно, наконец, свершилось! Точнее, свершится - 11-го, 12-го и 13-го! И как тут было не "совместить" хлеб со зрелищами?! Короче, поменяв старые билеты на новые и благополучно их использовав, приезжаю на Казанский днем 12-го, как сейчас помню, в субботу. И сразу же, вместе с вещами - к кассам Олимпийского: может быть, повезет и не понадобится стрелять перед концертом "лишний билетик" у спекулянта (тогда это называлось именно так).
      На подступах к спорткомплексу советского еще гражданина встречал достаточно непрезентабельного вида плакат примерно следующего содержания: "ЯН ГИЛЛАН - непревзойденный исполнитель партии Христа в рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда", лидер группы "Дип Перпл". Некоторая обида за Блэкмора и Лорда была, однако, быстро подавлена чувством радостного возбуждения по поводу того, что билеты в кассе еще есть, и даже "на сегодня и на завтра", и даже в очереди особо стоять не нужно - движение оживленное, но народ не скапливается. И даже места сравнительно неплохие остались. Помню, что выбирал - на какой день взять, и решил взять на 13-е, потому что на последнем концерте - кто знает? - вдруг Гиллан на энтузиазме "оттянется" по полной программе, есть вероятность. Однако взял билет на 12-е, потому что ждать "до завтра" никакого терпения не было, а мощный душевный импульс способен разрушить любые рациональные схемы.
      Билет, кстати, выглядел точно также, как и на предыдущий концерт (см. скан в отзыве за 11.05.90). К сожалению, не сохранился.
      Переношу свое повествование сразу на вечер того же дня, и непосредственно в зал Олимпийского, где мне досталось место ближе, конечно, к последним рядам, но зато на возвышении, откуда было неплохо все видно, особенно в десятикратную трубу, которой я предварительно запасся еще в Уфе. Сцена просматривалась не по центру, а чуть левее, и действительно представляла собой довольно скромный "черный прямоугольник", на котором, когда я пришел, заканчивался монтаж весьма нехитрого, особенно по сегодняшним меркам, оборудования. Ударная установка, правда, была от "Pearl".
      Я люблю разглядывать такое вот неторопливое действо на сцене перед концертом - "мое ощущенье назовем предвкушенье". Иногда мне кажется, что никакой производственной необходимости за этим не стоит, а имеет место всего лишь небольшая "игра на публику". В тот раз производственная прелюдия к шоу завершилась появлением какого-то парня в рабочем комбинезоне, который сначала потренькал на гитарах (настраивал, что ли?), а затем принес и расставил по "боевым позициям" несколько "пузырей", по форме напоминавших бренди "Слънчев бряг". Зал в это время заполнялся все прибывавшим людским потоком, равномерно растекавшимся по посадочным местам. Не помню, был ли стоячий партер (кажется, нет), но аншлага не было точно, я еще подумал: "Да-а, заелись москвичи".
      Наконец, погас свет и вместо разогрева в первый и последний раз на сцену выполз некий "ведущий", который зычным голосом продекламировал примерно следующее: "Благодаря договору с фирмой "Барруччи" случилось невозможное - к нам приехал... (дальше следовал пересказ содержимого плаката) ... Встречайте!!! Для вас поет (тут он сделал паузу, собрался с духом и заорал что есть мочи)... Я-а-а-а-а-н Ги-илла-а-а-н!!!! ". Включился полусвет-полумрак - а на сцене уже стоит группа - и группа грянула.
      Шоу "Гиллан-Москва - 12.05.90 - Naked Thunder" началось. Появляется САМ. Гиллан появился очень хорошо - исключительно по-деловому: микрофонная стойка в руках, лица из-за волос не видать (правда, не Хьюз, конечно, на "California Jam") и поет без передышки какой-то крутой забойняк - как потом выяснилось, "Gut Reaction" - первую и самую классную вещь на "Naked Thunder". Зал сразу "включился" и из этого состояния не выходил уже до самого конца программы.
      Одет Гиллан был в "две трети" от костюма-тройки - белые брюки в черную полоску (но не "зебра" - черная полоса тоньше) и такого же цвета жилетка-безрукавка (видать, проблема "животик" существовала еще десять лет назад). На жилетке справа от зрителя - большой золотого цвета значок навроде звезды шерифа. На ногах - не помню, что. На руках тоже. В трубу маэстро смотрелся совсем как поживший в свое удовольствие сорокапятилетний мужик, кем он и был тогда на самом деле.
      Сразу нужно признать, что явление "Христа-суперзвезды" народу в тот вечер состоялось: Гиллан, по-видимому, только что оправившийся от простуды (интересно, не с помощью ли русской народной рецептуры?), о которой я вообще узнал только со слов своего побывавшего на первом концерте приятеля ("Гиллан постоянно чихал и сморкался"), находился не только "в голосе", но и в подвижной физической форме и, насколько можно судить, в столь же живом настроении, так что его богатый опыт фронтмэна на фоне неискушенности только что приопущенного "железного занавеса" пришелся как нельзя кстати. Во всяком случае, до поющего пенсионера эпохи "Абандом"-тура, сыплющего штампованными заготовками -"сюпер", "бьютифул", "фантастик" и т.п. - было еще довольно далеко.
      Словом, было весело и интересно, группа поддержки выдавала заводной качественный звук, оставаясь при этом в тени великого маэстро, т.е. не запомнившись мне какими-либо виртуозными соло или экстравагантными выходками, и под этот звук "непревзойденный исполнитель", что называется, "цвел и пах", а народ "оттягивался" - таково общее смутное воспоминание о представлении. Конкретно же запомнились два момента. Первый - это непрерывные жестикуляции "большого Яна" в области своего мужского достоинства - например, попытка достать Объект рукой со стороны "между ног сзади", или же призывные заманивания кого-то из публики на сцену, переходящие в "быстрые поршнеобразные движения полусжатой в кулак кисти правой руки в направлении "от и до" того же Объекта. Второй момент связан с появлением на сцене теперь уже Субъекта, молодого и длинного, которого Гиллан представил ("его сын" - перевел мне, нерасслышавшему, кто-то из соседей) и поручил ему спеть один из фрагментов. Отсюда естественным образом возникает ряд вопросов, касающихся гиллановской личной жизни, и поскольку лично я о существовании сына у Гиллана ни до, ни после концерта ровным счетом ничего не слышал, то вдруг засомневался, а правильно ли мне перевели и кто же это тогда был на самом-то деле. Хотя, нужно сказать, что как лицом, так и нарождавшейся комплекцией "сын", если верить трубе, действительно походил на "отца".
      Это что касается шоу. Мои же воспоминания о сет-листе сводятся к следующему. Кроме упомянутой "Gut Reaction" звучало еще несколько треков с "Naked Thunder", в том числе предпоследний длинный медляк с еще более длинным названием - нет у меня под рукой списка песен. Одна вещь прозвучала с пластинки Гиллан/Гловер-88, кажется, "Telephone Box". Остальной материал, как я подозреваю, представлял собой Greatest Hits групп Gillan и Ian Gillan Band с небольшим вкраплением классических рок-н-роллов, потому что "дипперпловских" песен было всего три: "Strange Kind Of Woman" (здесь я почему-то вдруг засомневался - не путаю ли с "Black Night"? Но, кажется, все-таки нет), "Knocking At Your Back Door" и, заключительная, конечно, сами знаете какая - под "Smoke On The Water" зал встал.
      Это как гимн в конце заседания, после которого остается только разойтись - делать больше нечего, ибо большего кайфа все равно не получишь. Классика, понимаешь!
      Для информации добавлю: в том же интервью журналу "Эхо планеты" Гиллан говорит о своей группе, что "это великолепные музыканты, которые объехали чуть ли не весь мир, а теперь собираются и в СССР. Пользуясь случаем, представлю их будущим зрителям. (Абзац) Средний возраст - около 40. Назову прежде всего гитариста Стива Морриса - вместе с ним мы написали все песни для альбома. На клавишных играет Томи Эйр... Ударник - Тед Маккена, известный меломанам по игре в шотландском ансамбле Алекса Харви. Самый молодой - Нек Донахью, ритм-гитара. И, наконец, Дэйв Ллойд - он владеет практически всеми инструментами". В другом "Эхе", №24/90, на цветной вкладке опубликовано несколько фотографий Гиллана, в том числе две, я подозреваю, с одного из московских концертов - однако, не со второго: Гиллан в тех же самых полосатых брюках, но в другой жилетке. На одной из этих фотографий присутствует вышеупомянутый "сын", но тоже несколько по-другому одетый и с солдатским ремнем советского образца, которого на нем не было во время нашего концерта. Маловероятно, чтобы эти снимки были сделаны в других городах того же тура.
      Ну и, наконец, с личного начинал свой рассказ, личным и закончу. После того первого, "настоящего" рок-концерта в своей жизни, я увез на Родину светлый образ Гиллана и жгучий интерес к его сольному творчеству.
Home  WWW . DEEP-PURPLE . RU