DEEP PURPLE
05.11.00, Минск, Беларусь.
Татьяна Замировская
www.nestor.minsk.by/mg
DEEP PURPLE в Минске:
Наконец-то мы услышали "Stairway To Heaven"
Если вы испугались названия - мы ничего не перепутали. Просто
вас, скорей всего, не было на концерте, и в этом ваша вина. Даже
самый подробный репортаж не сможет передать этого ощущения.
...На пресс-конференции Ян Гиллан кашлял и похрипывал. Веяло
ангиной, в спине холодело: неужели он не сможет петь? Все,
впрочем, перекрывалось легким шоком, вызванным почти
двухметровой близостью группы, которая уверенно пила
минеральную водичку и вовсю веселилась. Итак, они приехали, они
тут, мы тоже тут, нереальное совпадение времени и места, долгое
рассматривание мускулистых рук Яна Пэйса - на них растут волоски
(разумеется, это нормально. Но посудите сами - сидит в трех шагах
барабанщик DEEP PURPLE, "Fireball" вышел в 1971-м, Минск знаю с
детства, их музыку - тоже, за окном вечер, начавшийся вследствие
пасмурности еще утром, на Пэйсе синие-синие очки, и у него на
руках волоски, их можно считать и рассматривать, так же просто, как
и сверять его часы с гловеровскими. Часы были одинаковой марки.
Но у Гловера они показывали намного больше времени. Все как-то
нереально). Мысли путаются. Глаза Гиллана скрыты темными
очками, его волосы на диво густо отросли и курчавятся. Пэйс
чему-то скромно улыбается. Лорда почему-то нет. В памяти зияет
неутоленной пустотой его седовласый и готический облик.
...DEEP PURPLE выглядят замечательно. Очень яркие, свежие, простые
и довольные собой. На свой возраст не тянут. В свободное от гастролей
время занимаются спортом и подводным плаванием. Стив Морс, помимо этого,
еще и летает на самолете (помните песню "Aviator" с альбома "Abandon"?).
На Морсе, обогатившем группу своей молодостью, талантом (он еще и песен
кучу сочинил) и непревзойденным гитарным искусством (с Ричи не будем
сравнивать, потому что стили у обоих кардинально различаются), следует
задержаться подольше. Этот обаятельнейший длинноволосый тип с дьявольской
улыбкой, бисерными феньками на обеих кистях и оранжевым солнцем на майке
заявил, что у него на ферме-даче-вилле есть два трактора "Беларусь".
То ли решил посмеяться над странноватым вопросом "Что вы знаете о Беларуси?",
то ли, помимо своего увлечения самолетами, тащится и от тракторов. Потом
он трогательно пожаловался на то, что инструкция к тракторам написана
по-русски и он ищет англоязычный аналог, пока что руководствуясь картинками
и интуицией. Когда белорусская журналистика извергла вопрос про то, отчего
это на концертах группа концентрирует внимание публики на Стиве - мол,
все расступаются прямо, вот он какой - и значит ли это, что у него больше
энергии, разговорчивый Гловер мгновенно ответил: "А он просто душ принимает
редко...". Тогда же, на еще более провокационный вопрос о том, считают
ли они друг друга нормальными людьми, столько лет прогастролировав вместе,
Стив ответил: "Когда я на сцене и играю там часа два - это, конечно,
ненормально. А когда я в магазин хожу, чтобы покушать купить - вот
это нормально". Гловер мрачно добавил: "Если бы мы были нормальными, мы
бы этим всем не занимались" или что-то в этом роде.
Понравилось то, что группа не повторяется и не несет пространных
рассуждений на тему теории музыки - просто поражало, как
вдумчиво и по делу они могут отвечать на довольно непонятные
вопросы. Приятно и то, что они знают себе цену и поэтому держатся
с каким-то простым и скромным величаво-английским
достоинством. "Смотрите на это как хотите, - сказал Гиллан в
промежутке между ужасающими кашельными руладами, - можете
завидовать, говорить: они известные, богатые, им просто повезло, а
можете и сказать, что люди просто хорошо делают свое дело, делают
классную музыку и вполне заслужили все, что имеют..." Насчет того,
меняется ли к ним отношение аудитории на протяжении лет, Гловер
ответил, что смотрел недавно запись концерта группы 74-го года, и
зрители там в основном сидели на местах и вели себя тихо, только
некоторые пританцовывали, а группа, тем не менее, просто не
обращала на это внимания и делала свое дело. Потом он сказал, что
их аудитория постоянно растет и, соответственно, молодеет. Это уже
не оспоришь. Тем не менее, группа никогда не стремилась к
кардинальному переосмыслению своего творчества и
"подделыванию" под молодежные стили (возьмите хотя бы Элиса
Купера): "Мы не стремимся использовать современные и модные
технологии, - говорил Гиллан, задетый вопросом о том, часто ли у
них возникает желание сделать что-нибудь модное и современное, -
иначе это уже будем не мы... Вы, конечно, можете сделать так, что
синтезатор будет звучать как оркестр из 80-ти человек, и все так
делают - но нам лучше записаться с настоящим оркестром".
Отвечая на вопрос о том, рисковые ли они люди, Гловер сказал, что
уже выходя за дверь, основательно рискуешь, а потом философски
добавил: "В жизни только одно известно точно - никогда не знаешь,
что произойдет в следующий момент". Ему же принадлежит и
история, которая рискует со временем превратиться в одну из сонма
баек про DEEP PURPLE: "Слава принадлежит нам только как группе.
Индивидуально у каждого ее может и не быть. Иногда нас даже не
узнают. Однажды я был в магазине, на мне была майка с надписью
DEEP PURPLE. Ко мне подошел один парень - я подумал, что он меня
узнал, а он просто увидел майку и сказал мне: "А, DEEP PURPLE,
ерунда, от них сейчас ничего хорошего нельзя ждать"... Недавно он,
думаю, уже вышел из больницы...".
Когда у группы спросили, следят ли они за соло-творчеством своих
бывших соратников, все дружно и единогласно сказали, что ничего
такого за собой не наблюдали: "Когда вы в группе и вы работаете
вместе, то вращаетесь в одном кругу общения, но когда все меняется
и кто-то уходит, каждый больше сам за себя, и вы не следите за их
жизнью". Один только Морс попробовал сказать, что он видел
какой-то документальный видеофильм, который делали Блэкмор со
своей девушкой, и музыка, которая там играла, была очень милой.
"Музыка-то хорошая, хорошую музыку всегда приятно слушать", -
неуверенно сказал он. Гловер тут же провел очень точную
параллель, сравнив работу в группе с супружеством - если кто-то
уходит, то отношения могут быть хорошими или плохими, но тесного
общения все равно уже не будет никогда.
(Ян Пэйс разворачивает презентованную "Музыкальную газету" с
DP на обложке и ищет там себя, к четвертой странице не находит и
заметно тушуется. Газета шелестит и закрывается. Я облегченно
вздыхаю - он не увидел эту дурацкую фотографию с Блэкмором.
Неизвестно, как они на него теперь реагируют...)
...В мучительной пасмурной копоти проплыл день. Вечер, который
начался утром, стал вечером не только по внешнему виду, но и по
времени суток. Дворец спорта кишел толпами предвкушающих -
причем молодых да ранних было не так уж и много. В основном -
годящиеся мне в родители степенные дяденьки и тетеньки, вид
которых совершенно не указывает на то сумасшествие, которое
окутает их через час. Все в каком-то предистерическом затемнении.
Заглядывают друг другу в глаза. Когда еще в Минске произойдет
что-либо более значительное?
Подходят знакомые из "Рок-клуба". Спрашивают, как очевидца
пресс-конференции, приехал ли Блэкмор. Люди, какой Блэкмор? Они
же о нем даже говорить не хотят... Вы видели Стива Морса? Это же
просто ЧУДО!!!
...Разогревающая часть в виде профессионалов гитарного дела
СПИЦЫН И ЧЕРМЕН вначале очень ошеломила. Наверное, они в
первый раз выступали при такой огромной аудитории. (На концерте
NAZARETH свободные места как-то все же кое-где были. Тут же зал
был забит по горло). Возможно, в честь этого дуэт обзавелся
"живыми" барабанами и клавишами, отчего зазвучал очень
энергично, маняще и ярко. Вдобавок, работал огромный экранчик
слева - все втайне надеялись, что этот же трюк провернут и с DEEP
PURPLE, но - увы. Гитаристы супермощно и очень громко вводили
народ в курс дела и неторопливо подготавливали к основному
действу. Отыграв с сорок минут (почему-то все напоминало
творчество Джо Сатриани), дуэт удалился под бурный
благодарственный шум. Потом включили свет и Боба Марлея. После
Марлея был Сантана. Спокойная такая музычка. Зал бьется, как
птица в потных руках. Откуда-то ностальгично веет каннабисом,
дяденька с сотовым пробирается сквозь толпу и ищет по звукам
потерявшегося товарища, тоже с сотовым: "Так... куда? Три шага
влево? Иду... Теперь прямо до этого лысого?... Вижу! Нашел!".
...Внезапно выплеснувшаяся со сцены темнота, яркая конвульсия
света - Дворец спорта издает единый крик-вздох-вопль восторга и, не
успев толком удивиться, проваливается в молниеносно
врезающуюся в память и уши смертельно знакомую "Woman From
Tokyo". Я поднимаюсь на цыпочки и мысленно грохаюсь на колени -
Гиллан, родимый, простуженный, поет так же, как пел в 25, и в 35, и в
45, так же, как на "Fireball" и "Machine Head" - сильно, чисто,
пронзительно и, кажется, лучше, чем когда-либо. Все сомнения
рассеиваются. Либо Гиллан притворялся, либо он просто чем-то
подавился на пресс-конференции, либо его замечательный голос не
берет никакая простуда-ангина. Скорей всего третье. Впрочем, прочь
доводы - они играют так здорово и энергично, что одновременно и
слушать, и анализировать просто нет сил. Остается расслабиться и
впитывать все то, что они делают.
(Сразу оговорюсь - на провокации не поддавайтесь: группа в самом
деле в замечательной форме, работают от души, нараспашку,
искренне, никакой кризисности, никакой усталости, сплошная
музыка, импровизирование и открытость. Год назад показывали по
ТВ их концерт в Москве - так вот: минскому концерту то шоу, тоже
по-своему хорошее, и в подметки не годится. Это серьезно.)
...Зал, точнее, реакция - это что-то.
...Сумасшедшие взгляды. Приятно смотреть назад - дурацкая
гордость за то, что соотечественников, которые все ЭТО разделяют,
так неожиданно много.
...которые уже в начале концерта наплевали на возраст и карабкались
друг другу на плечи. Некоторые танцевали так, как мало какие
подростки на рэйв-вечеринках.
...Даже сидячие повскакивали с мест. Кажется, группа сама была
шокирована и обрадована тем, как здорово их принимают в городе,
где они в первый раз и о котором они вряд ли что-либо знали
раньше. Они постоянно улыбались, дурачились и почти
беспрерывно творили какую-то совершенно выпадающую из
времени музыку (говорю "творили", потому что известно, как любят
они импровизировать). Сразу осознаешь, почему они не пропадают,
делают свое дело и становятся все более уважаемыми и
популярными. Просто они - группа. Именно в том смысле, в
котором это слово воспринималось в эпоху музыкального "культа
личностей" - 60-е и 70-е годы. У них нет деления на фронтменов и
аккомпаниаторов, каждый - неповторимая личность,
соло-исполнитель, центр внимания, автор песен и неотъемлемая
часть группы. У каждого своя харизматичность. Гиллан бьет в
глянцевые перкуссионные барабаны, взмокший уже к третьей песне,
но тем не менее мелькающий в разных углах сцены и мило трясущий
своей отросшей шевелюрой. Циничный и открытый Гловер с
какой-то рассеянно-дружелюбной улыбкой. Невероятно пластичный
Ян Пэйс в пестром бандане на пышных волосах.
Мрачновато-отстраненный Лорд, с ледяной невозмутимостью
исторгающий из клавиш нечто немыслимое. Яростно, даже как-то
агрессивно и жгуче весь концерт улыбающийся всем и некоторым в
отдельности красавец Морс, от гитары которого хочется визжать.
Кстати, в особо пронзительной части очередного соло зал так и
сделал. Морс удивленно уставился почему-то на Гиллана - и
последовал вариант уже известной голосово-гитарной переклички,
только с залом, а не с Гилланом. Морс старательно выбрасывал в зал,
облепленный его ослепительными улыбками, заковыристую
гитарную руладу - восторженный и преданный Минск исправно
повторял. Этот вариант "пения со зрителями" длился довольно долго
(кстати, закралось подозрение - уж не в Минске ли это имело место в
первый раз? Раньше ни на одной видеозаписи концертов группы я не
встречала подобного. Вполне возможно, учитывая, как шокированы
были Морс и Гиллан - надо же, зрители повторяют куски гитарного
соло, это же уникально!).
Наверное, воодушевившись реакцией, группа отыграла больше, чем
положено, - в их расписании, кажется, был какой-то ресторан в 23
часа, а концерт закончился почти в половине двенадцатого - то есть
играли они больше двух часов. Точно и не вспомнить, какие песни
были и в каком порядке. Злющая и рок-н-ролльная "Bludsucker" - в
той версии, что на альбоме "Abandon". Замечательное, плотное и
многоуровневое исполнение "Vavoom: Ted The Mechanic" с альбома
"Purpendicular" - "вживую" эта песня звучит гораздо лучше, чем в
записи. Старенькая "Fools", сыгранная с такой экспрессивностью,
что вначале ее даже было трудно узнать. Уже ставшая любимой
красивейшая, леденящая душу баллада "Sometimes I Feel Like
Screaming" - ставьте Морсу памятник, это он сочинил. Было много
классики, от которой просто душу выворачивало. Еще в первой трети
концерта, чтобы не волновать народ ожиданиями "сыграют-не
сыграют", DP взрывают сотни сердец на кусочки - "Smoke On The
Water" (еще настойчивее и ностальгичнее пахнет каннабисом.
Между прочим, в начале карьеры этой песни Гиллан отказывался ее
петь - мол, люди подумают, что это наркоманская песня, а DP
намеренно избегали этих тем в своем творчестве). Все гигантским
хором. Гиллан улыбается. Воздух дрожит. Без отдыха - тяжелая и
драйвовая "69" из того же "Abandon" - длиннющий гимн всему
рок-н-роллу и тем временам. Импровизационная часть песни плавно
превращается в экскурсию по местам боевой славы - посреди
виртуознейшего, скользящего и яростного соло Морс переходит на
что-то гимново-восточно-красивое, остальные держат ритм... потом
я понимаю, что это была переработка куска из "Within You Without
You" с битловского "Сержанта Пеппера", потом - инструментальная
вставка из "The Mule" (это мы уже знаем, они так и раньше делали),
дальше - сумасшедшее месиво цитат из всего наследия рок-н-ролла -
KINKS, BAD COMPANY, целое вступление из "Paint It Black"
ROLLING STONES, потом - зрители давятся челюстями и приседают:
действо обезглавленно перерастает в точно скопированный момент
из "Stairway To Heaven" (правильно! А то Плант-Пейдж все равно ее
уже не играют, так хоть от DP ее услышим: по-моему, УЖЕ даже без
разницы, от кого) со знаменитейшим стенающим соло - нота в ноту,
даже страшно стало, особенно когда соло сменилось на нисходящую
риффовую последовательность, Гиллан рванул к микрофону -
показалось, что он сейчас запоет "...your shadows taller than your
so-o-ul!", но, к частью, этого не произошло. Потому что все точно бы
с ума посходили.
...Сверхтяжелая и многоголосая "Watching The Sky". Гиллан, Гловер
и Морс, склонив головы к одному микрофону, дружно орут
мощнейший припев, загоняющий массовую психику в какую-то
специальную лузу, как будто это шарик (что ни говори, а последние
их два альбома - те, что с Морсом - это даже лучше того, что они
делали в 80-е... Вроде как). Красивейшая "When A Blind Man Cries" -
лучший момент в плане Гилланова голоса. Он спел ее так душевно,
чисто и ненапряженно, что начисто смел печаль по поводу
несвершенной "Child In Time". Дальше - классика, рок-н-ролл,
буйство, строгое и безумное органное соло Лорда, знаменитое
драм-соло Пэйса, когда он выбивает дробь, а потом поднимает руку
и опирается на нее - и все в восторге видят, что он делает эту дробь
одной левой рукой! "Perfect Strangers", жутко агрессивно и
монументально сыгранная "Speed King" (на альбоме она звучала
как-то мягче) - с развеселой перекличкой-дуэлью Морса и Гиллана,
гитара почти неотличима от голоса, то поодиночке, то
одновременно, сплетаясь и сливаясь в единый пронзительный поток.
"Lazy" (вот уж не ожидала!). Закралось даже подозрение, что DP
исполнили какую-то новую песню - на концерте точно звучало нечто
неизведанное, восточное и тяжелое. Вспышки света, бешеная
энергия, выход на "бис", разбрасывание медиаторов и прочего
(говорили, что Пэйс пластик выбросил. Эгей! Кто нашел, принесите в
редакцию на пять минут - потрогаем и вернем!). Все? Все?...
Никакого ощущения законченности. Наоборот, кажется, что
наступила как минимум новая эра. Полное заполнение музыкой.
Ноги почти не идут. В холле - усталые улыбки, слоняющиеся по
сторонам люди с бешеными глазами. Геннадий Стариков был
окружен какой-то светящейся аурой. Хотелось пить. Все
спрашивают: "Ну как?". Нет сил, пробуешь что-то изобразить
мимикой. Выходишь на улицу и отчетливо, почти в виде букв,
написанных на слезящемся небе, ощущаешь, как завтра Минск
станет во столько-то раз меньше - завтра их тут не будет.
Кажется, им очень понравилось. Кажется, нам тоже. Весной у них
новый альбом выйдет. Значит, у нас тоже. Турне у них тоже будет...
Это еще не все?
WWW . DEEP-PURPLE . RU
|