DEEP PURPLE
05.11.00, Минск, Беларусь.
Сергей Шалатонин
www.open.by
Минск посещали боги
По меньшей мере, инопланетяне, так как "Дип перпл" - рок-группа из
первой пятерки. Боги, равные "Битлз", "Роллинг Стоунз" и "Лед Зеппелин".
Почти Нобелевские лауреаты в этом деле.
Минск внешне жил спокойно. В пятницу - за два дня до концерта - обсуждались
предстоящие четыре выходных дня, подлодка, погода и т.п. О музыке
разговоров не было. Только телевизор постоянно напоминал, что еще не
поздно купить билеты.
В пятницу элегантная сотрудница компании "Класс Клуб Джаз Крафт" -
организатора единственного (и во всех смыслах исторического) концерта -
встретила меня в офисе, бегло приветственно улыбнувшись. Тут же мне выдали
аккредитационную карточку, коротко проинструктировали, как задавать вопросы
богам и как их фотографировать, затем еще раз улыбнулись - уже напутственно.
В офисе "Класс Клуба" люди работали как часы. Как маленький завод. Встретили
- выдали - улыбнулись. А иначе и нельзя, так как с другой организацией такую
глыбу как "Дип перпл" просто не осилить. Только как часы, как завод. Как крафт.
В субботу о событии тоже практически не говорили. Обладатели билетов -
заматеревшие поклонники группы - раскидывали целый день мозгами, как
одеться: как тогда или как сейчас. Большинство пошло все же в ногу со
временем. Но были на концерте и 40-летние хиппи. Об этом позже.
В воскресенье с самого утра моросило, небо было свинцовое и какое-то
цеппелиновое, английское. В 2 часа дня, когда "Дип перпл" в гостинице
"Планета" проводили пресс-конференцию, в городе было темно как в сумерки.
Начало пресс-конференции ожидалось с заметным волнением журналистского
корпуса. За столом - с правом вопроса - сидела в основном молодая пишущая
братия в тесных водолазках и маечках. Вдоль стен и окон располагались
матерые ветераны рок-движения, некоторые внешне смутно походили на Севу
Новгородцева: уже седые, но еще волосатые. Там же сидело и руководство
"Класс Клуба" - директор и его заместитель - то есть люди, осчастливившие
очень многих. Без сомнения, на концерт группы приезжали многие провинциалы.
По лицам директора и его заместителя было видно, что "Дип перпл" они
зазвали в Минск не просто так, что они их поклонники. А заместитель так
вообще выглядел как пятый - недостающий на пресс-конференции участник
группы: рыжий, бородатый, волосатый.
Боги явились ровно в 14.17. Их приветствовали стоя и аплодисментами.
Пресс-конференция началась. На первом же вопросе разбился стакан у пятого
англичанина, пришедшего в зал, но севшего отдельно от остальных. Он тут же
взял кока-колу и тут же кокнул. Конечно, к счастью. Атмосфера разрядилась,
потекли вопросы-ответы.
"Паплы" сели так: слева направо Гловер, Гиллан, Морс и Пейс. Пятый
англичанин - в непроницаемо черных и больших очках - слева от Пейса,
но не за столом, а у стены. Есть подозрение (но нет уверенности), что это
был Лорд. Но он молчал, пил коку.
Гловер был в джинсах, в черной майке и жилетке, на голове - бейсболка
"Босс", на лице - недельная борода, в левом ухе - серьга, за ушами -
седые кудри. Перед собой он положил роскошный "Никон". Белки глаз у него
были розоватые, взгляд спокойный. Гиллан был в джинсах, в какой-то ямайской
рубашке темно-синей расцветки, в темных очках, с прической как у Тома
Джонса, над правой залысиной изящный седой локон. Голос с хрипотцой,
как у курильщика, Точнее, как у рок-певца. В целом, несколько грузен.
Далее, Морс. Он был в джинсах, в синей майке, разрисованной, вероятно,
вручную красивыми руническими узорами, лицо - аскетическое, бородка, легкие
усы, волосы, как у Христа, облик в целом - тоже. Очень одухотворенная
внешность. Последним сидел Пейс. Он был в шелковой (или даже чесучовой)
синей рубашке с короткими рукавами, конечно, в джинсах. На нем были очки
изящной формы с легким затемнением, волосы с легкой сединой лежали волной,
как парик у Людовика. На среднем пальце левой руки и на безымянном правой
- кольца с бриллиантами, делавшие его действительно похожим на французских
королей. Кроме того, у Пейса острый вздернутый нос и припухлые щеки. Нижнюю
губу все время поджимает. На запястьях двоих из "паплов" были часы. Люди как
люди. Со вкусом одеты. Богатые и солидные англичане. И великолепные музыканты.
Но, сидя рядом с ними, в это верилось с трудом. В общем, не верилось, что эти
дядьки без малого тридцать лет назад - в начале семидесятых годов - чуть меня
с ума не свели. "Зачем дальше жить?" - потрясенно думал я, не замечая дороги
и огородов возвращаясь домой после прослушанного на магнитофоне "Vilma" альбома
"Дип перпл ин рок". Запись только что привез из Каунаса туберкулезно кашлявший
Леня Трофимчик. "Зачем жить после такой музыки?" - размышлял я. "Это откровение,
дальше - пустота". То есть крыша поехала полностью. Мой друг в сердцах даже
наколку сделал там, где обычно кололи свое или любимой имя: DEEP PURPLE
(несколько косо, правда). Время шло, появились другие альбомы, потом другие
группы, потом другие пристрастия, другие интересы. Сердце выдержало.
А вот 28 лет спустя оно приятно забилось. Четыре зрелых мужика не на
шутку меня разволновали. Кумиры юности. Почти боги. Собственно, это и
была религия нашего поколения - рок-музыка. В нас есть капля их крови.
Они определенно изменили в далекие 70-е годы наши геномы. Короче, наши
дальние родственники - группа "Дип перпл" - сидели в двух шагах от шалеющих
белорусских журналистов и готовы были ответить на любые вопросы. Музыкантам
предложили по чашке кофе, беседа потекла.
Вопросы были в основном светские. Что думают о Минске? Ничего, пока ничего.
Поздно приехали. Что знают о Беларуси? Ничего. Только небольшой официоз из
газет. Морс сообщил, что у него на ферме два маленьких трактора "Беларус".
Цели группы? Гловер удивляется, что они все еще вместе. Но причину знает:
держит музыка. Мечты юности? Гловер помнит мечту гитарной юности: сыграть
хит. Пейс же не помнит даже того, что было вчера.
Надо заметить, что отвечали музыканты вместе, но по очереди. Скажем,
Гиллан отвечает пространным философским пятиминутным пассажем (о смысле
жизни в целом), Гловер коротко острит, Пейс еще короче добавляет афоризм
или житейскую максиму. Например, звучит вопрос: "Смертельный риск. Рисковые
ли вы люди?" Гиллан хорошо поставленным голосом читает целую короткую поэму.
Глубокая хрипота, чудесные английские обороты, сдержанно-страстная
жестикуляция и какие-то шекспировские обертоны делают его похожим на
великих английских актеров. Смысл поэмы в том, что люди рискуют жизнью
каждую минуту и т.д. Гловер дополняет, что Стив Морс имеет лицензию пилота
и, стало быть, летает. Пейс говорит: "По выходным дням мы все вместе играем
в футбол". Наиболее удачные ответы музыкантов журналисты сопровождаются
аплодисментами.
Интересным был вопрос московского журналиста, похожего на молодого Фрэнка
Заппу, о том, что "паплы" слушают у самих себя. Пейс сказал, что его
любимый альбом - концертный "Мэйд ин Джапан", у Гиллана - "Фаирболл",
у Гловера - "Дип перпл ин рок". Нервно восприняли музыканты вопрос о
Блэкмуре и Ковердайле, о том, следят ли они за их творчеством. Пейс,
Гловер и Гиллан друг за другом дружно отрезали: "Нет! Нет! Нет!". Как
три коротких выстрела прозвучало. Как будто расстреляли своего бывшего
друга Блэкмура. Морс же оказался не таков - он следит за Ричи, слушает
его и ему нравится. Был вопрос о новых стилях, не хотят ли музыканты
поэкспериментировать. Это, конечно, интересно, ответили "паплы" почти
хором, но живая музыка им ближе и т.д. В подтексте же и во взглядах их
читалось: "О чем вы, господа!".
Можно с большой долей вероятности предположить, что нового альбома у
"Дип перпл" уже не будет. Им это уже не нужно. Сейчас они уже просто
развлекаются, отвлекаясь на неделю-другую от своих субботних футболов
и полей с тракторами "Беларус". Они полностью всем довольны и сыты.
Победители, пережившие собственные победы без малейшего ущерба для
здоровья и психики. Один из вопросов к ним звучал несколько каверзно
и примерно так: "Вы столько лет в роке - вы на голову нормальны?".
Гиллан долго и красиво как сэр Гилгуд рассказывал о том, как они 15
часов тряслись в автобусе по дороге в Минск и при этом не жаловались,
то есть в душе они остались парнями семидесятых, то есть немного
ненормальными. Морс добавил, что репетировать по 15 часов в день
- это не совсем нормально. Пэйс добавил то, что собственно задающий
вопрос и хотел услышать: "Все же мы не очень нормальные". Все
зааплодировали.
На пресс-конференции музыкантам вручили картину белорусского художника.
Вручал ее директор "Класс Клуба", художник счастливо стоял сзади. После
встречи музыканты встали на возвышение перед надписью "Планета" и с
минуту-другую их фотографировали. В этом месте случился интересный казус.
Едва отщелкали фотоаппараты, музыканты спустились с возвышения и попали в
окружение тихо шалеющих журналисток и журналистов, как сквозь толпу явилось
чудо! Это был худой хиппи сорока с небольшим лет, длинные волосы были
убраны в хвост, он был в сложном джинсовом одеянии. Шел, как сомнамбула,
из глубины уходящих прочь журналистов, глядя на "паплов" даже не как на
богов, а как на солнце - казалось, глаза у него слезились, он был бледен,
губы дергал тик. Он шел как-то боком как террорист, так как левое его
плечо было выдвинуто далеко вперед, правой рукой он поддерживал на
предплечье майку. На предплечье были выколоты боги. "Дип перпл" в
классическом составе. Все пятеро, каждый размером с пятак. Первым это
дело заметил Пейс, он даже очки приподнял на лоб, вглядываясь в синюю
картинку. Позвал Гловера, Гловер стал фотографировать "Никоном". Позвали
Гиллана, тот даже присел от восторга. Короче, они обалдели. И стали
брататься. Разумеется, на предплечье расписались фломастерами. К этому
времени секьюрити стали неумолимо рассеивать журналистов. Последнее, что
удалось увидеть, покидая конференц-зал, это одуревшего от счастья хиппи
(даже раскрасневшегося) и "паплов", разглядывающих его как чудо. В этом
месте случился еще один казус. Круглолицый журналист в странных очках вдруг
стал усердно помогать секьюрити выгонять коллег-журналистов. Громко - на
весь небольшой зал - он стал покрикивать: "Давайте! Давайте! Быстрее! Тут
еще эксклюзивное интервью брать. Шевелитесь!" Он, впрочем, выглядел не как
рокер. Был похож, скорее, на школьного пионервожатого мужеского полу -
прической, очками, щеками, галстуком и некоторой визгливостью в голосе.
Интересно, как это надо зажраться, чтобы на коллег-журналистов как на
баранов покрикивать! А боги вблизи, тем временем, закончились.
Концерт начинался в 8 часов вечера. Подходы и подъезды к Дворцу спорта
регулировали милиционеры. Одни направляли сплошной поток машин на стоянки,
другие людей у входа. Народу было много. Оказалось, народ пришел. И перед
представлением, как водится, сняв верхнюю одежду, прогуливался по вестибюлю
Дворца. Были замечены знаменитости (Елисеенков, Поплавская и Тиханович),
были бизнесмены среднего возраста. Возможно, для многих из них это была
последняя возможность более или менее подробно эмоционально вспомнить
молодость и юность. И даже туда немного окунуться. У многих, без сомнения,
это получилось. У многих, вероятно, нет. Это очень индивидуально - концерт
кумиров молодости. И об этом грамотно не спросишь. Такие вещи, что
называется, с посторонними людьми не обсуждаются. Так что оставалось
только гадать и наблюдать.
На концерт пришли немало выпивших. Откровенно пьяных не было. О самом
концерте можно сказать, что он состоялся на хорошем профессиональном
уровне. Собственно, справедливости ради надо сознаться, что лично мне
все концертные альбомы всех групп всегда нравились меньше, чем студийные
записи. В том числе и "Дип перпл", в том числе и "Мэйд ин Джапан". С
забойного номера именно этого альбома и начался концерт - в 9 с
небольшими минутами (до этого публику час разогревала группа "Олег
Спицын и", блестяще продемонстрировавшая все течения и направления рока
70-80-х годов).
"Женщина из Токио!" - прокричал Гиллан и зал ответно закричал "У-у-у!"
Закричали все - и партер, и галерка. В партере, где обычно не трусы
играют в хоккей, стояла публика с билетами за 25 тысяч. К сцене
приблизиться было, конечно, невозможно - вокруг нее плотной пчелиной
семьей висели фанаты. А на периферии партера было немного свободней,
многие танцевали. Те, кто раскошелился на дорогие билеты, завистливо,
но с достоинством взирали на них с обитых желтым и красным материалом,
а также пластиковых кресел.
Лучше всего, как известно, верить самому себе. На концерте было много
откровенно счастливых лиц. То есть концерт удался. И значит, любовь
была не зря. И лучше поздно, чем никогда, но все же надо овладевать
предметом обожания. "Дип перпл" отвечали взаимностью. Они отыграли
концерт если и не со страстью и вдохновением, то с очевидной теплотой.
И звук был что надо! Густой, упругий, оглушительно громкий и несколько
аэродромный.
Были продемонстрированы все классические роковые мизансцены. Белый
сноп света вырезал из темноты то Лорда за органом в белом костюме и
с седой головой (и Лорд становился похожим не то на бога Саваофа, не
то на старого Баха, не то на луня). То сидящего за ударной установкой
как за сложным мотоциклом Пейса в бандане и очках (и Пейс становился
похожим на несущегося вперед в кромешной тьме в потоке света байкера
на фантастическом "Харлее" и машущего при езде руками). То Гловера, на
переднем плане сцены подходящего к Морсу. На счет "раз - два" они делали
синхронно широкий шаг вперед во время какого-нибудь особенно красивого
гитарного "запила". То Гиллана, согнувшегося как боксер-тяжеловес в
клинче во время безумно-пронзительного припева в песне "Блад сакедс"
(Пиявка). В этом месте всегда внутри все холодело от восторга.
Похолодело и на этот раз: выдержит ли Гиллан? Он выдержал, ничего
внутри у него не оторвалось.
В репертуаре были все классические хиты, в основном, с альбомов
"Дип перпл ин рок", "Фаирболл" и "Мэшин хед". Ближе к концу было
и классическое соло Пейса. Это было здорово! Даром, что он уже дядька
и дед, но ввалил так ввалил! К финальному туше - к одной, наверное,
тридцать второй - в напрягшемся зале повеяло истерикой: какой-то мужчина
громко застонал, как заплакал, какая-то женщина ненормально и пронзительно
захохотала, начался бешеный свист...
В 11.05 - после двух часов безостановочного шоу - Гиллан сказал "Гудбай".
Но нет! После пятиминутных шквальных рукоплесканий и свиста боги вышли на
бис и исполнили еще две песни. Последней была "Хагвей стар". В 23.15
зажегся яркий верхний свет, концерт закончился.
Годы, конечно, прошли немалые. Если бы группа "Дип перпл" приехала
в Минск в году 80-м, жизнь многих белорусов (если не республики в
целом) пошла бы по-другому. Теперь же это уже не столько музыка,
сколько элемент современной культуры. Живые музейные экспонаты,
ездящие по свету на показ. В общем, мы побывали в классном музее,
в классном шапито, классно организованном компанией "Класс Клуб".
Причем, мы не только увидели богов, но и послушали их. А некоторые
и потрогали. Надо заметить, у них нормальные рукопожатия. И все
равно - это были боги! И они были в Минске.
WWW . DEEP-PURPLE . RU
|