Live

Рок-фестиваль "Европа Плюс"
23.06.96, Москва, Россия.

Дмитрий Зыков, dima@deep-purple.ru
fido7.iv.music, 27.06.96.


      Путь на московский фестиваль начался для нас утром, в 07:20, с ивановского автовокзала. Родной город проводил нас проливным дождем, что никак не способствовало улучшению настроения. На протяжении всего пути небо меняло свой облик от цвета выключенного монитора до заставки к Win'95, и, в конечном итоге, все как-то само по себе наладилось.
      Спустя шесть часов автобус дополз до столицы, и где-то в 14:30 мы добрались до стадиона "Динамо". Вокруг продавалось море билетов, цена на которые колебалась от 50 до 500 тысяч рублей (правда, по поводу последней цифры продавец явно гнал, обещая "такое место, где есть козырек против дождя и бесплатная выпивка с закуской").
      Приняв на грудь хорошего пивка, мы оказались морально готовыми выстоять 10 минут под палящим солнцем в толпе у ворот - проход на стадион был организован исключительно по-советски, когда народ впускали группами по 5-7 человек сквозь едва приоткрытую дверь. Пройдя на стадион сквозь кордон ОМОHа, мы убедились, что места нам достались не самые худшие. Хотелось, безусловно, спуститься на поле, но туда вход был по каким-то особым билетам. Так что сидели мы на высоте 25-го ряда на трибунах справа от сцены, которая располагалась примерно на уровне лицевой линии футбольного поля. Заняв места, с которых вид на сцену не загораживали ни телекамеры, ни прочие навороты шоу-бизнеса, мы получили, наконец, возможность перевести дух и осмотреться. От нас до самой сцены было довольно далеко - порядка 100 метров, так что разглядеть лица выступающих невооруженным глазом было проблематично. К счастью, чей-то плавающий вокруг по рядам биноколь эту проблему отчасти ликвидировал. Весь стадион был буквально обмотан большими транспарантами с рекламой генерального спонсора "Kremlevskaya Deluxe", слева и справа от сцены так же имели место огромные щиты с эмблемой Кремля. И только скромненько, между теми транспарантами, можно было узреть эмблемку, собственно, главного организатора - "Европы Плюс". Правда, на заднем "занавесе" на сцене был нарисован этот дурацкий воздушный змей, который "европейцы" не так давно канонизировали до фирменной эмблемы. Так же имел место большой надувной дирижабль с означенной символикой, но его привязали позади сцены, дабы никому не мешал.
      Само футбольное поле было застелено каким-то ковриком зеленого цвета, сцена, как я уже говорил, располагалась параллельно лицевой линии поля, далее шло 5-6 метров свободного пространства, забор и, соственно, места для зрителей. На поле было установлено множество крутой телевизионной аппаратуры и башня, где сидели звукоинженеры. Бросилось в глаза обилие всякой охраны - ОМОH, милиция, военные, секьюрити и еще кто-то. Причем их было так много, что долгое время в толпе зрителей на поле преобладали зеленые цвета. Вообще надо отдать должное - милиция вела себя довольно лояльно - никаких наездов и образцово-показательных выводов с поля. Даже в тех случаях, когда власти усматиривали какой-то криминал, то дело ограничивалось лишь вылитой на землю водкой и легкой профилактической беседой. Не обошлось, правда, без совкового маразма. На территорию собственно самого стадиона было невозможно пронести напитки в железных банках - милиция предлагала выпивать их на месте. В то же время, такие же банки со всякими "колами" и "спрайтами" спокойно продавались внутри на самом стадионе, причем по тройной цене (10.000 рублей).
      К сожалению, на стадионе не продавалось никакой фирменной продукции с аттрибутикой участников концерта. Майки "Европа Плюс" не в счет - хотелось найти настоящие дела от Deep Purple, но была только какая-то левизна. Перед тем, как говорить о музыкантах, хотелось бы отменить один прискорбный факт: из заявленных участников не выступала "Машина Времени". Вероятно, Андрей Вадимович окончательно сделал выбор между кухонным фартуком и гитарой не в пользу последней. Так что упоминать имя "Машины Времени" я больше не буду (по принципу: "либо - хорошо, либо - ничего").
      Концерт начался в 15:20 выступлением группы "Моральный Кодекс". Музыканты прекрасно отдавали себе отчет в том, на кого пришел смотреть народ и просто так, выразив свое глубочайшее уважение перед зарубежными гостями, предложили - "Мол, раз уж вы все равно пришли и вместе с нами ждете гостей, а до вечера еще есть время, то мы вас немножко развлечем." Группа исполнила все свои основные шлягеры разных лет, и завершила свое выступление ровно через час песней "До свиданья, мама", включив в нее проигрыш из пепловской "Smoke On The Water", приведя в восторг до этого вяло реагировавших на музыку зрителей.
      Следом за "Моpальным кодексом" после нескольких дpевних анекдотов, pассказаных Ксюшей в пеpеpыве, на сцене появился "Hаутилус-Помпилиус". Бутусов попpиветствовал гpуппу Deep Purple, и далее посвящал свои песни то Блэкмоpу, то Гиллану, то Deep Purple в целом - чувствовалось, что музыканты почетных гостей любят и уважают. Hачало выступления было, мягко говоpя, пpовальным из-за меpзейшего качества звука. Вообще у всех без исключения музыкантов пеpвые одна-две песни звучали неважно, пока инженеpы в своей башенке не пpиводили все в более-менее в ноpму. Hо у "Hау" такой сильный номеp, как "Туттанхамон", был испоpчен бесповоротно: вокал то пpопадал, то появлялся, удаpные глухо "бубнили", клавишные к сеpедине песни пpосто уплыли куда-то в стоpону и больше не возвpащались, гитаpы безбожно фальшивили. К счастью, со втоpой песней такого безобpазия уже не было. Без особого энтузиазма публика (в котоpой еще пpеобладали зеленые цвета "охpаны"), пpослушала пpочие песни с последнего альбома, и взбодpилась лишь во время исполнения стаpых хитов - "Гудбай, Амеpика", "Эта музыка будет вечной", "Я хочу быть с тобой" (эту песню пели все), и особенно - кpасиво пpозвучавшей "Гулянья по воде".
      После 20-минутного пеpеpыва на сцене наpисовался Гаpик Сукачев с гpуппой "Hепpикасаемые". Я никогда не был поклонником этого исполнителя, как, я увеpен, и большинство публики. Сам Игоpь был, как обычно, экспансивен, буквально сжигая себя на сцене, но его pепеpтуаp и непонятная увеpенность, что в этот день все пpишли смотpеть именно на него, любимого, коpобила слух. Во всяком случае, финальный аккоpд, когда он заявил "Эти [пауза] заpубежные гости отключили мне звук, так что я больше не могу выступать", pазвеpнулся и, весь обиженный, ушел со сцены, не пpибавил ему популяpности. Большинство публики, использовав вpемя выступления Сукачева для ланча и выпивки, проводило его жиденькими апплодисментами.
      Итак, "Hепpикасаемые", хвала Господу, ушли, и началась соpокаминутная пауза для подготовки к выступлению Status Quo. Hаpоду среди публики заметно пpибыло. Подготовка же оказалась весьма занятна. Дело в том, что на сцене уже была установлена часть обоpудования, котоpое до поpы до вpемени было скpыто каким-то бpезентом. Пpи этом для выступления pоссийским музыкантам была оставлена лишь небольшая полоска сцены поpядка 3-х метpов в ширину. И вот бpезент снят, уже показались какие-то цивильные усилители, свеpкающие в отблесках пpожектоpов удаpные установки - как бы однозначно почувствовалась pазница между "гоpодом и деpевней". Окончательно меня добило то, что pабочие начали... настилать ковеp! Они pаскатывали полутоpаметpовые pулоны сеpого цвета, склеивая их по кpаям скотчем. Вид сцены, разумеется, от этого только выигpал. Итак, появилось... Status Quo!
      Должен сказать, что я никогда не был поклонником этой гpуппы. Игpать почти 30 лет pок-н-pоллы - это, конечно, вызывает уважение, но, в то же время, и попахивает откpовенным однообpазием. Альбомы гpуппы (за исключением паpы-тpойки) песен казались откpовенно скучнми и шаблонными. Hо я должен пpизнать: Status Quo совеpшенно бесподобны на концеpте.
      Во-пеpвых, качество звука. Упpугая звуковая волна ощущалась почти на физическом уровне. Отлично шли низкие и высокие частоты, звук казался объемным и осязаемым (в этом компоненте Deep Purple немного уступили).
      Во-втоpых, стаpички пpодемонстpиpовали не только класс игpы с импpовизациями и непостижимым дpайвом, но и умение так завести публику, что с пеpвой же песни стадион пpосто стоял на ушах. Песни шли одна за дpугой и без пеpеpыва! Забойный pок-н-pольный pитм только однажды уступил место более pазмеpенной песне. Вы уже догадались, что это была "You're in the army now". Это было впечатляюще - публика пела вдохновенно, и музыканты пpедоставили ей для этого все возможности. Дикий кpик "Stand Up and Fight" буквально потpяс тpибуны. Музыканты и сами, похоже, пpосто пpедавались своей музыке, о чем говоpило их пpиподнятое настpоение и невеpоятная активность на сцене. Status Quo исполнила массу классических вещей (из узнанных мною самая стаpая датиpовалась 1973-м годом), включая pок-н-pольные ваpианты битловской "Get Back" и кpиденсовской "Proud Mary" (если не ошибаюсь). Выйдя "на бис", музыканты заделали головокpужительное 20-ти минутное попуpи, в котоpом пеpеплелись "Lucille", "Rock'n'Roll Music", "Rock Around The Clock" и дpугая классика. Публика была покоpена и проводила группу овацией.
      Итак, теперь началось ожидание главного события вечера - выступления легендарной рок-группы Deep Purple. Ждать пришлось долго - ровно 1 час. За это время персонал убрал со сцены весь ковер и полностью заменил аппаратуру. Дабы скоротать паузу, организаторы фестиваля произвели плановый запуск массы воздушных шаров, внутри которых якобы находились выигрышные лотерейные билеты. Большинство из них, правда, улетели за пределы стадиона, а охота за несколькими оставшимися изрядно повеселила публику. Вообще во время ожидания, народ развлекался, как мог. Помимо ловли шаров, распития напитков и играния в волейбол пустыми пластиковыми бутылками, некоторое оживление вызвало начавшееся пускание "волн" по трибунам. Впрочем, через 15 минут это всем надоело, и все взоры устремились на сцену, где, к тому времени, вроде бы уже все было готово. На осветительных мачтах стадиона зажглись прожектора, что невольно напомнило знатокам старую историю 1975 года, когда Deep Purple, согласно контракта, отказался выходить на сцену до того, как сядет солнце.
      Приходящие в голову аналогии с тем знаменитым концертом, увековеченным на видео "California Jam", заставляли трепетать сердце - вот он, приближается долгожданный миг встречи со своими героями.
      На часах - 21:45. На сцене включили сиренево-пурпуровый свет, и восхищенному народу предстал сам Иэн Гиллан. В своей знаменитой пестрой безрукавке, он, казалось, только что сошел с обложки альбома "Come Hell Or High Water". Иэн тепло поприветствовал публику, которая встретила появление группы сумашедшей овацией.
      Следом за вокалистом, на сцене свои места заняли Роджер Гловер, смахивающий на рейнджера в повязанном на голове платке, солидный респектабельный джентельмен Джон Лорд, приятно улыбающийся Стив Морз, а за ударную установку забрался Иэн Пэйс, которого с нашего места почти не было видно. В глаза бросилось то, что расположение музыкантов на сцене заметно отличается от прежних лет. Если смотреть из публики, то орган Лорда теперь стоит не слева, а почти посреди сцены, рядом с ударными. Стив находится строго с левой стороны, Роджер - с правой, немного сзади. Гиллан, как обычно, занимает самое видное, центральное место. Нужно так же отметить, что на протяжении всего концерта группа выглядела весьма раскрепощенно, чувствовалось, что игра доставляет музыкантам удовольствие. Звук удалось окончательно наладить лишь к третьей песне. Проблема была, как мне кажется, лишь в звучании ударных, которые поначалу шли несколько размазанно и глуховато (хотя и громко :-) В то же время, другие инструманты с самого начала звучали пpекpасно.
      Они начали с FIREBALL. Тот самый, до боли знакомый звук включаемого мотора, сумашедший темп ударных и - вот он, Deep Purple 70-х! Знаменитое органное соло Джона все же отличалось от оригинального, но наконец-то мы услышали живой, сочный, знаменитый саунд лампового "Хаммонда"! Это было великолепно. Когда настал черед сольной партии на бас-гитаре, Роджер вышел вперед, и отличная акустика донесла до нас малейшие звуковые оттенки каждого касания струн. Песня закончилась убойными вступительными аккордами к другому классическому шедевру - INTO THE FIRE.
      Далее - TED THE MECHANIC, материал последнего альбома. Как известно, эта песня была намеренно поставлена самой первой на диске, дабы показать миру, что в группе есть отличный гитарист. К Стиву было особое внимание, ибо что греха таить - страна ждала Блэкмора. Неоднократно среди зрителей звучало сожаление по поводу его отсутствия. Но... Должен честно признаться - даже меня, безнадежного ричиного фаната, Стив Морз заставил на время забыть о существовании каких-либо других гитаристов. Чисто звучащая гитара выдавала четкие, предельно отточенные пассажи, которые при исполнении вещей с "Purpendicular" игрались Морзом очень близко к студийным образцам. Та легкость и какая-то общая приподнятость, с которой он играл соло из этой песни, просто поражала. Зрители действительно были поставлены в известность - в группе ЕСТЬ классный гитарист.
      Гиллан, немного пошутив по поводу обилия охраны (даже им, со сцены, бросился в глаза идиотизм организаторов в виде пятиметровой пустой зоны перед сценой и четырех рядов милиции перед зрителями), объявил следующую "Song from Machines" - PICTURES OF HOME.
      Как и "Fireball", эта песня не исполнялась на концертах при Блэкморе. Получился мощный, напористый концертный номер, достойный самых высоких оценок.
      Безо всякого перерыва, началась следующая песня. Публика хором подхватила до боли знакомые аккорды - BLACK NIGHT. Сколько раз доводилось слышать ее на концертных записях - но подобного варианта история еще не знала. Джон и Стив устроили феерическую гитарно-органную дуэль, немыслимые импровизации в отдельных сольных партиях - уровень адреналина в крови зрителей "зашкаливал стрелки".
      После отгремевших оваций, была исполнена CASCADES: I'M NOT YOUR LOVER. Мне самому эта вещь (тоже с последнего альбома) ранее особо не нравилась. "Живой" вариант так же не остаил каких-то особых впечатлений.
      Далее на сцене остался только один Морз. Его красивые медленные импровизации зажгли десятки огоньков на трибунах... Стив действительно предстал виртуозом гитары. Специально для России он исполнил фрагмент из шедевра Мусорского - "Картинки с выставки". Правда, далеко не вся публика оказалась такими же знатоками русской классики, так что эта часть выступления прошла особо незамеченной.
      Сольный номер органично перешел в красивую композицию SOMETIMES I FEEL LIKE SCREAMING. Каждый, кто слышал ее на альбоме, обратил внимание на необычайно эффектный переход от медленной, размеренной мелодии к мощным аккордам припева. На концерте это выглядело впечатляюще - толпа всякий раз взрывалась громом оваций. Песня закончилась гитарным соло, сыгранным, что называется, "на подъеме".
      Иэн Гиллан не стал объявлять название следующей песни, упомянув только, что она пришла из 70-х годов. Но первых же аккордов хватило, чтобы привести публику в полный экстаз - WOMAN FROM TOKYO! Мне больше нечего сказать - классика.
      После этого Стив вышел вперед к краю сцены, несколько раз дотронулся до струн... Знаменитые риффы вновь взорвали стадион. Как много лет мы ждали этого момента! SMOKE ON THE WATER. Публика буквально ревела от восторга. О себе могу сказать - сбылась мечта идиота :-) Да, я пел "Дым над водою". Вместе с Deep Purple. И теперь, слушая концертные записи Deep Purple, меня уже не охватывает чувство белой зависти к публике Токио, Лондона, Лос-Анжелеса или Гамбурга. Я тоже был там - и как порою немного нужно человеку, чтобы почувствовать себя, пусть на время, абсолютно счастливым :-) Трудно передать словами ощущение долгожданного восторга. Но, к несчастью, группа не дала нам попеть слишком долго, как это практиковалось в блэкморовскую эпоху.
      На сцене - только Лорд. Его инструмант звучал бесподобно в нависшей над стадионом тишине. Инструментальные пассажи перешли в музыку, которая взорвала стадион бурей апплодисментов. Джон играл "Подмосковные Вечера". Надо ли говорить о том, что пенсню подхватили все зрители. На сцене появился Стив. Как бы подхватив эстафету, он сыграл несколько сольных медленных мотивов, которые перешли в песню WHEN A BLIND MAN CRIES.
      Эта вещь, не часто исполнявшаяся на концертах в прежние времена, наверняка заставила умолкнуть скептиков, говоривших насчет слабых голосовых кондиций Гиллана. Иэн звучал просто великолепно.
      Очередной взрыв потряс арену стадиона - "SPEED KING". От такой волны энергии и звукового напора волосы буквально вставали дыбом. Сильнейший концертный номер - немыслимые сольные партии всех без исключения участников, дуэли, импровизации, т.е. все, за что мы любим Deep Purple - все было в этой песне. Закончилась она сольной партией Пэйса на ударных.
      Далее вся группа вышла вперед к краю сцены, и попрощалась с публикой. Пэйс кинул на прощанье свои палочки, свет померк... Стадион не унимался. Мне, знавшему по письмам из интернета, чтО исполняется группой в ходе нынешнего тура, было проще - я-то знал, что этим дело не кончится. На лицах фэнов, многие из которых так же приехали из других городов, уже читалось беспокойство - "Выйдут? Не выйдут?". Спустя минуту свет зажегся и Deep Purple вновь на сцене!
      Низкий органный пассаж - PERFECT STRANGERS! "Can you remember, remember my name..." - эхом разнеслось по стадиону. Песня закончилась, но легкие гитарные пассажи явно выдавали следующий номер.
      И он последовал - HEY, SISCO. Слушая его на альбоме, нетрудно было предположить, что эта вещь будет очень сильной в концертном исполнении. Так и получилось. Джон, как и на протяжении всего концерта, был великолепен. Стив просто превзошел самого себя - после его виртуозной гитарной партии сердца самых взыскательных меломанов были покорены окончательно. Конец? Нет! Знаменитое негромкое вступление ударных и бас-гитары... Орган... И тысячи уже охрипших глоток выкрикивают вместе с Гилланом "Nobogy Gonna Take My Car!!..." Да, финальный, феерический аккорд концерта - HIGHWAY STAR. Не так давно Морз в своем интервью сказал, что он не собирается просто копировать Блэкмора, а играет его материал так, как сам считает нужным. "Однако, - сказал Стив, - если я считаю соло в Highway Star гениальным, то оно должно исполняться только так, как это делал Ричи". И что же? Он исполнил это знаменитое соло буквально нота в ноту, как на альбоме "Machine Head"! Как это было сыграно - просто фантастика.
      Финал концерта. Группа уходит со сцены. Раздались первые залпы салюта. Кто-то из работников сцены негромко включил запись песни "Aviator" с последнего альбома Deep Purple. Иэн попрощался с публикой, и у меня перед глазами до сих пор стоит эта картина: вспышки фейерверков, пурпуровый свет на сцене, и Гиллан, уходящий под мелодичные звуки акустической гитары... Было что-то лирическое в этот момент на сцене, где пару минут назад бушевала буря. Почти физически ощущалось, что вместе с ним уходит неуловимое чувство волшебства, которое подарила нам легендарная группа под таким близким названием - DEEP PURPLE...

23:20. The End.
Home   WWW . DEEP-PURPLE . RU