Live



DEEP PURPLE
19.10.04, Ярославль, Россия.
"Арена 2000"
Андрей Удалов, rk@i1.ru
www.deep-purple.ru



      Этой встречи я ждал более тридцати лет. Если точней, то где-то году в 1972-ом, я будучи салабоном-"букварем", зашел к своему старшему двоюродному брательнику, который получил повестку из военкомата. У него была такая своеобразная разминка перед проводами, а поскольку он тогда реально хипповал и даже играл в ансамбле на самодельной электрогитаре, то в гостях у него находилось довольно приличное количество своеобразно прикинутой публики.
      Длинноволосые парни в расклешенных штанах и увешанные фенечками девахи, потягивая портвейшок "три топора", оттягивались под забойную гитарную музыку, мало похожую на хиты передачи "Музыкальный киоск". Возле магнитофонной приставки "Нота" (сейчас это жуткий раритет) лежала стопка магнитокатушек, производства шосткинского химкомбината "Свема". К тому времени я уже слышал музыку "Beatles" и "Rolling Stone". Их музыку, как ни странно, тогда выпускали на маленьких пластиночках миньончиках фирмы "Мелодия". Но то, что слушали друзья и подруги брательника было более агрессивным и сложным в плане гармонии и ритмики.
      Я начал рассматривать катушки с записями: "Led Zeppelin", Дженис Джоплин, Джими Хендрикс. Всё это завораживало какой-то первобытной звериной мощью, но, честно говоря, тогда по молодости лет не очень зацепило. Однако среди прочего лежала катушка с записью одного из ранних альбомов "Deep Purple" (кажется, это был "In Rock"), который меня просто расплющил своим драйвом, виртуозной игрой музыкантов и необузданным форсированным вокалом Яна Гиллана. В те времена помышлять о том, что можно попасть на концерт подобной команды в СССР было равносильно тому, чтобы мечтать о встрече с инопланетянами или живыми динозаврами. И всё же я начал мечтать. Именно тогда. Я смотрел на размытые, десятки раз перефотографированные друг у друга фотографии хайрастых парней из далекой Англии и думал, что может быть настанет когда-либо тот день, когда наши пути пересекутся.
      В 1975 году группа "Deep Purple", записав несколько легендарных альбомов, ныне ставших классикой рока, распалась. Для всех поклонников хард-рока (а тогда я и несколько моих одноклассников фанатели от "пёрплов" со страшной силой) это был тяжелый удар. И хотя Блэкмор уже вовсю поливал на соло-гитаре в своей группе "Rainbow", а Пэйс, Лорд и Ковердейл пытались продолжать линию "Deep Purple" в команде "White Snake", по большому счёту до сияющих вершин "пёрпловских" "Fireball", "In Rock" или "Maсhine Head" они явно не дотягивали. Казалось, что эта страница в огромной книге мирового рока закрыта навсегда.
      1984 год. Сенсация! Сквозь визг и рёв армейских глушилок в первом часу ночи на моём стареньком приёмнике "Рекорд-66" ведущий "Рок-посевов" с радиостанции "Би Би Си" Сева Новгородцев прорывается из динамиков и сообщает своим ядовитым, как дюжина серпентариев, вкрадчивым голосом невероятную новость: "Группа "Deep Purple" возродилась в своём золотом составе: Гиллан, Блэкмор, Лорд, Пэйс и Гловер и уже работает в студии над новым альбомом". Альбом под ироническим названием "Абсолютные незнакомцы" выходит в свет в конце 1984 года. Мне удается достать вполне приличную запись, что по тем временам равнозначно покупке по госцене ящика пива "Heineken" и крабовых консервов в сельпо деревни Жуково. После 9 лет полного молчания "Deep Purple" разродился великим альбомом, подтвердившим статус коллектива, как одного из отцов-основателей стиля хард-рок. Сам я, к тому времени, играю на гитаре в институтской рок-группе "Персонал" и имею почётное погоняло "Ричи".
      1990 год. Будучи инженером-испытателем новой техники, я нахожусь в командировке в поселке Володарский в получасе езды от Москвы. В одном цехе с нами трудятся коллеги из Питера, среди которых находится и ярый поклонник "Deep Purple" Шура Семенов, ставший в последствии моим лепшим корешком. В Москве в концертном зале "Олимпийский" выступает группа "Ян Гиллан бэнд" - сольный проект вокалиста "Deep Purple". Разумеется, мы забиваем на работу здоровенный болт и едем в "Олимпийский". Увы, все билеты проданы. Их нет даже у спекулянтов-перекупщиков. С горя мы с Шурой надираемся, как две пиявки и даем торжественную клятву не склеить ласты раньше, чем мы увидим и услышим живьем хотя бы кого-нибудь из легендарной пятерки.
      1995 год. Рок-группа "Русская Рулетка", в которой я играю уже пять лет, становится лауреатом фестиваля "Рок-февраль" в номинации "Традиционный рок". Ведущий передачи "Живой звук" на ИГТРК Александр Краснов приглашает нас отыграть часовой концерт в прямом эфире. Очень многие зрители, звонившие в студию, отмечают тот факт, что стиль группы весьма напоминает "Deep Purple" начала 70-х, а один из них даже выражает желание купить акции группы, если мы пустим их в обращение, как ценные бумаги.
      В том же году "Мистер Плохой Характер" Ричи Блэкмор в очередной раз покидает "Deep Purple". На его место приходит молодой гитарист-виртуоз Стив Морс, с которым команда записывает очень крепкий альбом "Purpendicular"
      2004 год. Группа "Deep Purple" уже несколько раз гастролировала в России, но попасть на неё у меня всё как-то не срасталось. В конце года группа в целях раскрутки своего нового и очень сильного альбома "Bananas" совершает грандиозный тур по России от Владивостока до Калининграда. 19 октября "Deep Purple" в рамках тура играет концерт в Ярославле. Так близко к Иванову они еще не подбирались. Это мой шанс! За две недели до концерта я покупаю билет на "Deep Purple". За 10 дней до концерта на тёмных улицах Иванова разбиваю себе правое колено и попадаю на операционный стол. Врачи предлагают закатать колено в гипс минимум на 10 дней. Я возражаю. Идём на компромисс - жёсткая повязка из эластичного бинта и физиолечение. 19 октября в 13.00 с повязкой, костылём и кассетой "Bananas" в плейере я отбываю с ивановского автовокзала в Ярославль. До начала концерта, который я ждал более 30 лет остается всего шесть часов...
      Ярославль 19 октября, 16.30 - 19.00. Еще в автобусе сердобольная женщина ярославского производства, узнав, что я еду на концерт "Deep Purple" в ледовый дворец "Арена 2000", посоветовала мне выйти в Ярославле в районе "Крестов" (название мне сразу не понравилось). Она сказала, что там до него если не рукой подать, то по крайней мере костылём докинуть. На деле оказалось, что шкандыбать до дворца около двух километров. Я по телефону договаривался с ярославскими устроителями концерта, что подъеду к 17.00 и тогда возможно будет возможность попасть на пресс-конференцию. Учитывая мою походку а-ля Джон Сильвер и дувший в морду ветер с дождем и снегом, до дворца я добрался с рекордной скоростью 2 км/час, но к 17.00, увы, не успел. У дворца за полтора часа до концерта столпилась уже вполне приличное количество тинейджеров в банданах и майках с надписью "Deep Purple". Все центральные "калитки" наглухо закрыты а по периметру прогуливаются широкоформатные омоновцы с собачками, которых кормят явно не кукурузными хлопьями.
      Окольными путями, через "Боулинг-клуб" с заиндевелым костылём в мокрой куртке я всё-таки добираюсь до одного из ярославских менеджеров, с которым разговаривал ранее по телефону. Облом! Он говорит, что музыканты во время гастролей уже вдоволь нахлебались нашей российской самобытности (в Екатеринбурге чуть было не потеряли самого Роджера Гловера) и теперь отсыпаются в гостинице. Все, кроме Яна Пэйса. Этот неугомонный барабаха даже после всех передряг уже сидит за своей установкой "Pearle" и молотит палками по железу и пластику. Однако времени остается только на саундчек и пресс-конференции в Ярославле не будет. Иду к главному входу во дворец.
      Туда уже начинают съезжаться "газели" и автобусы из Иванова. Очень много знакомых лиц. Такое впечатление, что я вообще из Иванова никуда не уезжал. Встречаю в толпе знакомых музыкантов из группы "Дети Петра". Решаем держаться вместе. На входе во дворец идет шмон по полной программе. У одного из ивановских телевизионщиков изымают миниатюрную видеокамеру. Хорошо, что в свой диктофон я заблаговременно вставил наушники от плейера. Объясняю ментам, что он у меня не пишущий, а только для воспроизведения. Трижды прохожу сквозь металлодетектор. Он визжит, как Ян Гиллан на японском концерте 1972 года. Да и как ему не визжать, если у меня костыль железный. Не обнаружив в костыле гексогена меня все-таки пропускают вместе с ним в зал.
      19.20 - 21.30. Концерт задерживается уже минут на двадцать. Половина публики заполонила трибуны и стоячий партер. Вторая половина разбежалась по многочисленным буфетам. Крепкие напитки не продают. Только пиво и джин с тоником. Тем не менее очереди в буфеты весьма загогулисты. Температура в ледовом (!) зале 22 градуса по Цельсию. Мне, как новоиспеченному инвалиду, предлагают пройти на свободное кресло чуть ли не на 160-м ряду (у меня билет в стоячий партер). Сажусь и понимаю, что без телескопа я с такого расстояния не отличу Яна Гиллана от лампового усилителя "Marshall". Благодарю за любезность сердобольных ярославцев и шаткой походкой раненого красноармейца ковыляю к буфету, чтобы выпить хотя бы воды из-под крана (марафонские забеги на костылях сильно утомляют).
      Именно в очереди в буфет я вдруг слышу первые громовые аккорды на сдвоенных (Гловер-Морс) гитарах и сваезабойный рифф композиции "Silver Tongue" с последнего "бананового" альбома. Так и не испив живой водицы и повиснув на плечах парней из группы "Дети Петра", я вместе с толпой устремляюсь к сцене. Где уже вовсю колбасят до боли знакомые по фотографиям и видеозаписям старички из "Deep Purple". Бог ты мой!!! Вот же они, прямо костылём подать! Роджер Гловер в неизменной бандане и с улыбкой до ушей. Энергичный, как бешеный огурец, гитарист Стив Морс. За "пультом" навороченного "Куртсвайла" чем-то похожий на актера Чарльза Бронсона после трехдневной пьянки клавишник Дон Эйри извергает фирменные "хаммондовские" пассажи в стиле своего легендарного предшественника Джона Лорда. Старина Пэйси (Ян Пэйс) в темных очёчках словно взятых на прокат у кота Базилио по-прежнему в великолепнейшей форме и готов разнести установку на молекулы.
      И конечно же Ян Гиллан - первый исполнитель роли Иисуса Христа в рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда". Весь в белом, с копной седых волос и легкомысленным тамбуринчиком в руке, он сообщает собравшейся публике, что она фантастическая и практически без перерыва группа начинает играть "My women from Tokyo". Зал отвечает на это мощным радостным ревом. А некоторые "вумены" в партере и впрямь, как из Токио. То ли от холода, то ли от джина с тоником глаза суженные, как у японок. Свет и звук на уровне мировых стандартов, хотя люди "из 160-ых рядов" и жаловались после концерта, что саунд не фонтан и пеняли, что Гиллан в 60 лет поёт не так мощно как в 30. Совершенству, ясный перец, нет предела, но я скажу так при всех мелких недочетах, "Deep Purple" образца 2004 года - это очень мощная и крепкая машина, у которой нет слабых звеньев. И даже голос Гиллана (за что я опасался более всего) звучит зычно и классно.
      Поскольку данный тур у группы носит название "бананового", то следующая песня, которую ветераны тяжелого рока представляют ярославской публике, тоже с альбома "Bananas". Это композиция "I`ve Got Your Number", которая в студийном варианте мне, честно говоря, не очень понравилась. На концерте она прозвучала гораздо реальней. С мощным вокалом Гиллана и трехголосьем в бэк-вокале (Гловер-Морс-Эйри) и густым и смачным гитарным саундом, эта песня прозвучала совсем по другому: более живо и энергично. От избытка чувств Гловер на коду песни даже поцеловал Гиллана в щечку, отчего последний чуть не уронил на пол свой тамбурин. "Strange Kind of Woman", которую группа заиграла после очередной порции бурных аплодисментов и воплей, это уже стопудовая классика мирового рока. Зал буквально взорвался овациями с первых же аккордов. От студийного варианта данный концертный отличался перекличкой вокала и соло-гитары и фантастической барабанной каденцией Яна Пейса, когда палочки просто "размазывались" в пространстве, как масло по хлебу.
      Заглавная песня с последнего альбома "Bananas" в студийном варианте мне запомнилась только своим нестандартным ритмическим размером 7/8. По большому счету не зацепила. Однако в концертном варианте, а именно её "Deep Purple" заиграл следующей, она произвела куда более неизгладимое впечатление. Табун мурашек величиной с футбольный мяч пробежал по спинному хребту и от гитарных наворотов Морса, и от великолепного соло Дона Эйри, который звучал как сиамский близнец Джона Лорда.
      Однако, бананы бананами, а наибольший расколбас, конечно же, получается во время исполнения классических хитов, проверенных десятилетиями. И вот уже под сводами ледового дворца звучит бессмертный хит "Demon`s Eye", ввергая публику в новую пучину экстаза. Некоторые юноши и девушки, даже не родившиеся ещё в момент написания этой песни, подпевают Гиллану, причем не "ля-ля-ля", а всё по взрослому. На вражеском английском языке. После подобного зрелища сам Гиллан называет публику "Wonderfool people".
      Публика раскалена, как все сковородки ада. Дабы слегка остудить толпу, Стив Морс начинает играть слезливо-печальную инструменталку "Contact Lost" - посвящение взорвавшемуся на старте шаттлу "Колумбия". На диске она длится всего полторы минуты. В концертном варианте Стив при поддержке Дона Эйри растянул её минут на семь, изобразив посредством гитары даже нечто напоминающее взрыв раскаленных ракетных двигателей. Раздражал только беспрерывный свист пьяных тинейджеров, которые свистели, как вскипевшие чайники, в тех местах, где гитара Морса почти плакала, и где даже дышать надо было через раз, чтобы уловить все нюансы игры гениального гитариста.
      Соло Стива Морса плавно переросло в соло Дона Эйри. Надыбав на синтезаторе тембр церковного органа (и здесь он разительно напоминает Джона Лорда), Дон вскоре перешел на классический звук рояля и прогнал попурри на тему симфонической классики, затем без каких-либо пауз он прогнал кусманчик из мюзикла "Чикаго", тему из "Звездных войн" и вызвал бурю оваций и гомерического смеха в зале, когда плавно перешёл от "Турецкого марша" Моцарта к известному рок-гимну "Kalinka-Malinka". Что бы там ни говорили эстетствующие снобы, но лично я готов поставить квоту на ловлю крабов на Камчатке против лицензии на отстрел утконосов в Пестяковском районе, что более адекватной и точной замены Джону Лорду нежели Дон Эйри просто нельзя и придумать. Его сногсшибательное соло без малейших пауз перешло во вступление к песне "Perfect Strangers" с одноименного альбома 1984 года. Вещь улетнейшую с массой нестандартных синкоп. Сыграли ее старички опять-таки блестяще, сорвав очередную порцию восторгов и оваций. Дабы отдать дань тому великолепному альбому, который вернул их к вершине славы после девятилетнего молчания, вслед за "незнакомцами" прозвучала и открывающая альбом песня "Knoking at Your Back Door", хотя я лично ожидал услышать свою любимую "Wasted Sunsets". Ну умерла, так умерла.
      Ну а далее пошла платиновая обойма "Deep purple": "Space Trukin`", "Highway Star" (на этой вещи Гиллан крутил микрофонную стойку ничуть не хуже Дэвида Ковердейла) и конечно же суперхит всех времен и народов "Smoke on the Water" на котором Гиллану без преувеличения подпевал уже весь зал. И тут вдруг на самом пике эмоций Гиллан сделал залу ручкой, а все остальные участники "Deep Purple" (даже не англичане) ушли по-английски, не прощаясь. Зал взревел! "Давай еще!", "Би-и-ис!", "Вернись, я всё прощу!".
      Минуты через три на сцену вышел Дон Эйри с малюсеньким российским флажком, а затем и все остальные, и старички втопили бессмертный хит "Speed King". Под фанерой на арене начал плавиться искусственный лёд, особенно во время великолепной переклички Морса и Эйри. Тинейджеры поползли на сцену целыми колхозами. Суровые мужчины с квадратными затылками уводили их куда-то за кулисы и там, видимо, расстреливали. Чтобы не было слышно выстрелов, весьма замысловатое соло на бас-гитаре запупырил и маэстро Гловер, причем дубасил он не по одной струне а целыми аккордами. Окончательно выступление легендарной команды завершил самый первый авторский хит "Deep Purple" с их первого альбома 1968 года "Hush". Кстати, Гловер с Гилланом тогда о существовании группы "Deep Purple" и не подозревали. Вместо них в группе играли Ник Симпер и Род Эванс, о которых сегодня мало кто вспоминает. На этой заключительной вещи в полный рост оторвался по барабанчикам Ян Пэйс, а Дон Эйри в очередной раз продемонстрировал, что лучшего заменителя Лорда в природе не существует. Покидав в зал бейсболки (Стив Морс) и барабанные палки (Ян Пэйс), музыканты скрылись за кулисы. На сей раз уже окончательно.
      Уже после концерта мне пришлось сцепиться кое-с кем на тему "Вот раньше и трава была зеленей, и рыба в речке плавала". И как бы то ни было я остаюсь при своем мнении: по десятибалльной системе (так мы привыкли оценивать группы на фестивале "Рок-февраль") ярославский концерт "Deep Purple" заслужил крепкую девятку с плюсом. А если отбросить ненужные понты, то и круглую десятку. Я так думаю!

Home   WWW . DEEP-PURPLE . RU