Articles



Post-Reunion:
Какой Deep Purple более пурпуровый?



Mark 1-9
Брожение умов как зеркало вирусной инфекции

      История Deep Purple уже отсчитывает четвертый десяток. Творческая биография группы, воплощенная в многочисленных альбомах, концертах и сольных проектах ее участников, дает поклонникам благодатную почву для бесконечных сравнений, гипотез, споров и размышлений. Действительно, менялось все - альбомы, составы, лидеры, музыка и сами музыканты. Не менялось одно - славное имя Deep Purple, а так же вечный вопрос, которым хотя бы раз озадачивался каждый фэн - какой из составов Deep Purple "самый-самый"? Философский ответ - "все они хороши по-своему", вроде бы должен примирить любых спорщиков. Ан нет. Где-то глубоко внутри просыпается злобный вирус фанатизма, некогда занесенный в нас при помощи запиленной грампластинки, лампового магнитофона или радиоприемника с КВ-диапазоном. И этот микроорганизм, словно бомба замедленного действия, просыпается в тот момент, когда, почти найдено полное согласие с оппонентом. "Нет, все-таки вот в этом составе больше темно-лилового цвета", - шепчет он где-то в области подсознания, и снова разрывается рубаха на груди, и снова "долой компромиссы", и снова в битву за великую сермяжную правду...
      Но, вирус - вирусом, а Deep Purple действительно получался временами слишком разным. Различные составы получали подчас противоположные оценки даже от самих музыкантов, и, казалось, стена субъективизма не оставляет никаких надежд вывести объективные критерии, по которым, абстрагируясь от личных вкусов, можно было бы составить хоть какой-нибудь рейтинг разных периодов существования группы. Однако так ли уж эта задача невыполнима? Как представляется вашему покорному слуге, вполне решаема. Но только в том случае, если изначально определимся с ориентирами, как то: что оцениваем, с чем сравниваем, что учитываем и что игнорируем. В качестве фактической базы используем многочисленные концертные записи, изданные, в первую очередь, на бутлегах.
      Итак, вперед по звездным дорожкам?

"Если вы можете прочитать этот текст..."

      ... то есть смысл продолжить чтение, ибо мы определяемся с понятиями. Поскольку биография группы делится на две четко обозначенных половины, есть мнение, что сравнивать периоды до и после реюньона 84-го года крайне некорректно - восьмилетняя пауза перерубила ход истории настолько радикально, что считать пятую марку логичным продолжением четвертой, по меньшей мере, нелепо. Таким образом, есть смысл провести между ними красную черту и попытаться оценить пост-реюньоновскую деятельность, беря за образец лучшие достижения до-реюньоновской эпохи. Короче, оценивать мы будем составы, перечисленные ниже в хронологическом порядке их появления (с 1984 года) :

Mark 5 - Gillan/Blackmore/Glover/Lord/Paice
Mark 6 - Turner/Blackmore/Glover/Lord/Paice
Mark 7 - Gillan/Blackmore/Glover/Lord/Paice
Mark 8 - Gillan/Satriani/Glover/Lord/Paice
Mark 9 - Gillan/Morse/Glover/Lord/Paice

Равнение на...

      ...Mark 2 / Mark 3. Не будет преувеличением, если мы скажем, что именно эти два состава сделали славу Deep Purple, возведя группу в ранг "отцов хард-рока". Не будем спорить, какой из этих составов более пурпурный, суть не в этом. Попытаемся выделить из этого периода группы некие канонические определения, соответствие которым мы и будем искать в составах с пятого по девятый.
      Но на всякий случай, сначала объяснимся по поводу Mark 1 и Mark 4. Вряд ли требует доказательств тот факт, что первый состав являл нам лишь зачатки монументального искусства и ни в коем роде не может быть эталоном группы за ее 30-летнюю историю. То же самое можно смело сказать и про Mark 4, который, несмотря на определенное число поклонников, имеет очень спорную репутацию и вряд ли может служить путеводной нитью к основам хард-рока.

Что игнорируем и на что соглашаемся.

      Как было сказано выше, нужно обязательно уйти от какого-либо субъективизма. Поэтому примем следующие соглашения:

1. Deep Purple в любом составе - это Deep Purple.

2. Никаких личных вкусов. Каждому человеку может что-то нравиться, что-то - нет, поэтому не принимаем во внимание, что кто-то в восторге или в ярости от того или иного музыканта, состава или альбома, что кому-то нравится или не нравится чье-то исполнение той или иной песни и т.д.

3. Не даем никаких оценок отдельным личностям и их профессиональным качествам. Договоримся, что в Deep Purple всегда играли только высококлассные музыканты.

4. Примем как аксиому, что любой состав давал как феерические, так и проходные концерты, и в любом составе те или иные музыканты могли быть как в хорошей форме и настроении, так и наоборот. Тем более, что вряд ли кто из нас слышал хотя бы десятую часть всех сыгранных концертов.

5. Игнорируем любые высказывания самих музыкантов и приближенных лиц. Как показывает практика, из соображений сиюминутной политкорректности они могут давать неадекватные оценки, или (не будем показывать пальцем на Джона Лорда) делать заявления, совершенно противоположные сделанным ими же ранее.

Критерии отбора.

      Разумеется, по прочтении выше написанного возникает законный вопрос - по каким критериям мы будем оценивать пост-реюньоновские составы? Обратимся к классике. Чем же были сильны Mark 2 и Mark 3 и что отличало их концерты?
      Во-первых, бешеным драйвом. Группа выходила на сцену, как на последний бой, и этот высочайший накал стал фирменным отличием Deep Purple от сонма других исполнителей.
      Во-вторых, импровизационность в выступлениях, выражавшаяся в неожиданных музыкальных ходах, неповторяемости сольных партий и разнообразных музыкальных "вставках", когда в рамках одного номера игрался один или несколько фрагментов из других произведений.
      В-третьих, варьирующийся сет-лист с исполнением совершенно неожиданных вещей, наподобие "Yodel" или "God Save The Queen".
      В-четвертых, раскованностью и здоровым "бунтарским" духом на концертах.
      Кроме того, для полноты оценки конкретного состава, обратим внимание и на личный потенциал отдельных участников, что позволит нам понять, чего лишилась или что приобрела группа с приходом или уходом конкретных музыкантов.

Mark 5. Великий реюньон.

      Казалось бы - музыканты вновь вместе, все прекрасно ладят друг с другом, а мастерство, как известно, не пропьешь. Но сегодня, с высоты прожитых лет, те концерты не кажутся идеальными. Я долго не мог разобраться, чего же не хватало группе хотя бы приблизиться к легендарному Mark 2, пока не понял: не хватало свежести и легкости.
      Вроде бы все верно и правильно исполняется, но Deep Purple выглядит этакой слегка обленившейся звездой, вальяжно отыгрывающей концерт за концертом. Даже если закрыть глаза на откровенно провальные выступления типа парижского в 85-м, где вся группа, кроме Ричи, едва не засыпала на ходу, тем не менее, можно сказать, что концертный сборник "Nobody's Perfect" в общем и целом довольно точно передает атмосферу, царившую на сцене в ту эпоху.
      Лорд стандартно отыгрывал партии в вокальных треках, отрываясь на бесподобных сольных номерах. Блэкмор выдавал "на ура" свой "Difficult To Cure", так же не слишком утруждаясь в сольных партиях, частенько исполняя их с жуткой небрежной корявостью, после чего они становились до неприличия непохожими на отличные студийные версии (яркий пример тому - "Gypsy's Kiss"). Группа почти не играла длинных инструментальных джемов, хотя порою очень в них нуждалась из-за невысоких в ту пору голосовых кондиций Гиллана.
      Интересно отметить, что после выхода альбома "The House Of Blue Light" концерты стали более похожими друг на друга и менее интересными - в турах группа начала играть материал с нового альбома, урезав, соответственно, количество номеров из "Perfect Strangers" и старой классики. Материал с "The House..." исполнялся словно под копирку, и, на мой взгляд, не так сильно работал на концертах, как треки с его предшественника. Изменений в сет-листе было немного - Гиллан из-за понятных только ему принципов отказывается петь не написанный с его участием материал. Редким исключением становится исполнение фрагмента из Jesus Christ Superstar, а классические вокально-гитарные дуэли в "Strange Kind Of Women" уже не украшают концерты, а совсем наоборот.
      Таким образом, состав Mark 5 можно сравнить с грузовым "Боингом": классный экипаж, хорошее топливо и всегда летная погода. Но от земли самолет отрывается с трудом.

Mark 6. Welcome, Joe.

      Mark 6 ознаменовался приходом нового вокалиста, Джо Линн Тернера. Более экзальтированный, но менее амбициозный, чем Гиллан, Джо Линн самим своим появлением снимает любые рамки по репертуару. Теперь группа может играть не только свой собственный старый материал 2-го состава, а вообще все, что угодно. Кроме того, очень сильно работает в живом исполнении материал из "Slaves and Masters" (кроме иногда исполнявшейся "Fortuneteller"). К радости поклонников, в репертуар возвращаются легендарные "Hey Joe", "Hush" и "Burn", исполняется материал из Rainbow ("Long Live, Rock'n'Roll" и тот же "Difficult To Cure"). Играется классика Deep Purple, причем иногда в очень причудливых и по-своему хороших вариантах. Не забыты и песни из "Perfect Strangers". Особо нужно сказать о том, чего в группе не было ни в одном последующем составе (как, впрочем, и в предыдущем Mark 5): часть концертных номеров переросла в затяжные, по 10-15 минут, джемы, которые преподносили зрителям круто замешанный коктейль, из, например, "Black Night", "Long Live Rock'n'Roll" и "Child In Time".
      Откуда-то появляется удивительно много пространства для инструментальных соло, где было место для каждого участника - и для Лорда, и для Блэкмора, и для Пэйса, и даже для Гловера. Да, только в этом составе Deep Purple Роджер являл миру не коротенькие кусочки своих партий (как позднее в "Fireball" или под настроение в "Speed King"), а длинные, до двух (!) минут, сольные партии, которые исполнялись, не побоюсь этого слова, с блеском.
      Кроме того, Deep Purple делает зрителям неожиданные подарки в виде исполнения таких номеров, как "Yesterday", "A Whiter Shades Of Pale", "Stand By Me", а не мне вам объяснять, что отход от собственного сет-листа к исполнению чужих классических вещей всегда нравится публике.
      Создавалось впечатление, что после рационального Mark 5, группа очнулась от спячки. Разумеется, было бы неправильно искать причину преображения исключительно в присутствии Тернера, так как он не пытался играть какую-то лидерскую роль и, в общем, всегда знал свое место. Удивляет не только повышенная энергетика концертов, но и, прежде всего, настроение каждого из музыкантов. Об этом можно безошибочно судить по трем следующим признакам.
      Во-первых, игра каждого музыканта на концертах. Хорошо известно, что любой из участников группы может отыграть свои партии либо творчески, либо формально, в зависимости от своего настроения. Продолжительные сольные путешествия, как говорилось выше, стали нормой едва ли не в каждом треке, и по хорошему разнузданные музыканты словно соревновались друг перед другом. Игра же Роджера для многих вообще стала откровением.
      Во-вторых, только в этом составе на сцене кипела жизнь с первой до последней минуты. То есть в паузах между номерами слышались какие-то гитарные аккорды, звуки органа или ударных, что временами перерастало в неформальные мини-джемы (напомним, что в других пост-реюньоновских составах в перерывах между песнями можно было слышать лишь голос вокалиста на фоне гробовой тишины). Этой детали трудно дать точное определение, так что для дополнительного пояснения приведем воспоминания Роджера о 70-х:

      "... in those days when we were in concert, we'd shuffle around on stage between songs, light a cigarette, have a drink, with no attempt at showmanship, or keeping things going. It was, ' Okay...next number?' heads down and go! We felt we were breaking rules, if you like, and by turning the volume up we were being rebellious!".

      И хотя Mark 6 в этом отношении держался на сцене все же более чинно, чем Mark 2, но только у него проглядывалась частица того самого рок-н-рольного бунтарства...
      И, наконец, в третьих - только в этом составе (и, честно говоря, я не слышал подобных прецедентов даже в 70-е), не только Джо Линн, но и Роджер Гловер (CD "Edinburgh '91"), и Джон Лорд (CD "A Whiter Shade Of Purple") подходили к микрофону и с удовольствием беседовали с публикой, делая атмосферу концертов едва ли не домашней.

Mark 7. Born Again.

      Возвращение в Deep Purple Гиллана ознаменовано записью альбома "The Battle Rages On", в честь которого был совершен одноименный тур по Европе. С группой произошла странная метаморфоза. Уже была заметна натянутость в отношениях между музыкантами, Блэкмор уже не выглядел членом единой команды, и его противостояние с Гилланом уже не являлось ни для кого секретом. Концерты академично отыгрывались один за другим, во время которых, тем не менее, высочайший профессионализм всех музыкантов не давал перенестись внутренней депрессии на саму музыку. Ричи, который, казалось бы, утратил к группе весь интерес, тем не менее, аккуратно отшлифовывал свои партии, среди которых бриллиантами сверкали вступления к "Anya" и "Smoke On The Water", гитарно-органные дуэли в "Speed King", оригинально исполнявшиеся "Hush" и "Anyone's Daughter". Но увы - от отвязной раскрепощенности предыдущего состава не осталось и следа.
      Хорошо известный концерт "Come Hell Or High Water" в своем видео-варианте дает нам типичный пример концерта Mark 7 - каменные лица музыкантов, натянутая улыбка Гиллана и так далее. Группа походила на хорошо отлаженную машину, которая, тем не менее, скользила по наклонной плоскости вниз. Ситуация могла разрядиться, пожалуй, лишь с уходом одного из музыкантов. Ушел Блэкмор.

Mark 8. Welcome Joe (part 2).

      Заменивший Блэкмора Джо Сатриани явил миру по своему уникальный и, надо отметить, самый безликий состав группы за всю историю ее существования. Будучи прекрасным гитаристом, Джо, не мудрствуя лукаво, пошел по пути качественного воспроизведения классических партий Блэкмора, поражая публику аптекарски точным копированием каждой ноты, некогда сыгранной в студии его предшественником.
     Концерты производят странное впечатление. Чувство первоначального восторга высококлассной игрой сменяется разочарованием. Сатриани от концерта к концерту старательно выводил каждый рифф, делая это всегда на удивление точно, и - всегда одинаково. Сольные партии становились клонами друг друга, множились и медленно убивали, возможно, самую важную составляющую Deep Purple - импровизационность. При этом Сатриани демонстрировал свою беспомощность в тех случаях, когда импровизация была нужна обязательно. Показательный пример - исполнение знаменитой "Maybe I'm A Leo". Там исполняется два гитарных соло, из которых только первое еще как-то поддается копированию. Второе же нужно было придумывать на ходу. Задача оказалась непосильной - беспомощность Джо почти в каждом услышанном мною исполнении заставляла надеяться на скорые перемены. Сольный гитарный номер, прозванный фэнами "Satch Boogie", совершенно не отличался разнообразием и был откровенно скучным. Джон Лорд по-прежнему хорош в сольных номерах, как, впрочем, и Пэйс. Но педантизм Сатриани был безнадежен. Несмотря на явно улучшившийся моральный климат, состав оказался мертворождённым.

Mark 9. Ветер перемен.

      Приход Стива Морса изменил очень многое. Свежее звучание и выдающийся талант нового гитариста дали группе новое дыхание и новый настрой, который мы можем наблюдать и по сей день. Как же нынешний Deep Purple сочетается с обозначенными ранее эталонами 70-х?
      Посмотрим, что мы имеем в активе. Общий настрой концертов - отменный, и этого не отнять. Отлично исполняются концертные версии старой классики, как, например, Speed King, с одним или двумя рок-н-роллами в середине. Блестящая находка - вступление Морса к "Smoke On The Water". Изредка группа включает в концерты (как правило, во время гитарного соло) мотивы из чужих произведений ("Boys Are Back In Town", "Strawberry Fields" и пары других).
      Теперь о грустном. Когда в руки попадает очередная запись Mark 9, часто создается ощущение, что ты ее уже неоднократно слышал.
      Предсказуемость. Именно она не дает возможности провести знак равенства между классическим и нынешним составами. С одной стороны, у музыкантов не отнимешь импровизационности. С другой, частая повторяемость одних и тех же ходов вынуждает оценивать очередной концерт как "обыкновенный". То есть заранее можно сказать, как будет исполняться "Black Night". Заранее известно, что будет играть в своем соло Стив. Заранее известно, что и как сыграет Лорд. Взять хотя бы сильный концертный вариант "69" с фрагментами из классики. Да, мы слышим отличное попурри из Beatles, Black Sabbath, Rolling Stones и "Mule". Но из концерта в концерт эта обойма состоит из одних и тех же фрагментов, исполняемых неизменно в одном и том же порядке. И, увы, одинаково. Изредка к новому туру группа что-то меняет в тех или иных треках (чаще всего базой для экспериментов служит Speed King), но, как правило, та или иная новая находка добросовестно тиражируется до окончания тура.
      Отдельная тема - репертуар. Повторяемость сет-листа вызывает уныние, а любое изменение в нем превращается в праздник. С 1998 года в сет-листе появлялось только 2 новых вещи, из которых одна игралась с оркестром, а другая была исполнена 1 (один) раз на фестивале в Монтре. В остальном же группа катается на старых колесах.
      Практически ушел в тень Джон Лорд (разумеется, по сравнению с тем, прежним Джоном Лордом), его сольные партии постепенно становились укороченными и скомканными.
      Другая крайне отрицательная черта, замеченная за Deep Purple в последние несколько лет - необъяснимая любовь к сдвоенным, а то и строенным концертам, в результате чего сама группа в таких турах играет от 40 минут до 1 часа, а остальное время заполняют всевозможные дрим-театры, эмерсоны, ньюдженты и прочие исполнители. Да и "Concerto"-тур с приглашенными участниками так же заметно сократил сет-лист Deep Purple.
      Является ли уважением к фэнам те 45 минут, вместо обычного 2-х часового сета? Пусть каждый сам ответит на этот вопрос.

Итоги.

      Из вышесказанного следует неожиданный вывод - за 17 последних лет после памятного реюньона ближе всех к классическому Deep Purple 70-х сумел приблизиться Mark 6. Далее, с небольшим отставанием, следует Mark 9.
      В итоге, турнирная таблица выглядит так :

Mark 6 - Turner/Blackmore/Glover/Lord/Paice
Mark 9 - Gillan/Morse/Glover/Lord/Paice
Mark 5 - Gillan/Blackmore/Glover/Lord/Paice
Mark 7 - Gillan/Blackmore/Glover/Lord/Paice
Mark 8 - Gillan/Satriani/Glover/Lord/Paice

Копнем глубже.

      Итак, рассмотрим поближе лидеров нашего хит-парада, Mark 6 и Mark 9. Нетрудно заметить, что оба они отличаются наличием-отсутствием одной из двух, наверное, самых ключевых фигур Deep Purple, Гиллана и Блэкмора. Вспомним сильные черты этих составов и попытаемся оценить, насколько они зависят от потенциала этих личностей. Начнем с Гиллана. Сольное творчество Иэна впечатляет разве что его hard core фэнов, хотя отдельные неплохие треки встречаются на каждом альбоме. Да и концертная деятельность группы Гиллана, чего греха таить, потрясала разве что изголодавшуюся по зрелищам восточную Европу. Уникальность музыки сводилась в основном к уникальности неподражаемого голоса Иэна, в остальном же это были построенные на рок-н-рольных стандартах выступления. Проходившие с хорошим драйвом, но так и оставшиеся на уровне второй лиги.
      После своего ухода из Deep Purple Блэкмор играл в команде высшего эшелона. Вспоминая концерты Rainbow эпохи "Stranger In Us All", можно отметить, что группа имела, безусловно, большой список достоинств. Помимо хорошего настроя и драйва, Rainbow проводила довольно непохожие друг на друга концерты, отличавшиеся и по сет-листу, и по своей продолжительности. Нередко выступления длились более 2-х часов, одни и те же треки исполнялись совершенно по разному, и темой отдельного разговора является сет-лист. Уже стали легендой рассказы вокалиста группы Дуги Уайта, в которых он вспоминал, что об исполнении тех или иных номеров он узнавал за пару минут до концерта. В итоге была перепета чуть ли не половина репертуара "старого" Rainbow и часть классики Deep Purple, а так же исполнен ряд сюрпризов, наподобие назаретовской "Love Hurts".
      Нетрудно заметить, что вышеприведенные преимущества Ричиной группы в точности повторяют недостатки Mark 9, которые мы перечисляли выше. Отсюда напрашивается логичный вывод - Ричи Блэкмор был именно той ключевой фигурой, с именем которого связаны самые сильные достоинства Deep Purple 70-х, в той или иной степени утраченные последующими составами. Взять тот же репертуар. В Rainbow к этому вопросу был, как мы только что отметили, совершенно здоровый подход. Ричи прекрасно знал, что нравится публике. Еще бы - в группе не было Гиллана, которого было невозможно уговорить спеть "не его" песни.
      Был ли плох исполнявшийся Уайтом Burn или Mistreated? Нет, и публика была счастлива. Очень возможно, что получилось бы и у Гиллана. Но в случае с Deep Purple Иэн "идет на принцип", и избавляет себя от необходимости разучивать новые тексты. Причиной называется некие добровольно взятые "моральные обязательства", уважение к другим составам и т.п. Мнение зрителей как бы не в счет, хотя и по сей день Гиллану приходится отбиваться от вопросов наподобие "А почему вы не поете Stormbringer?".
      Раз уж мы упомянули зрителей, то стоит отметить еще одну деталь. После ухода Блэкмора музыканты Deep Purple неоднократно утверждали, что Ричи единолично определял репертуар. Возможно, так оно и было. Но давайте посмотрим, как же определяется репертуар в наши дни. Известно, что в Deep Purple отныне царит демократия, и играются только те вещи, которые нравятся каждому из пяти музыкантов. Если кто-то один недоволен - номер вычеркивается из списка. Что в итоге? Пришедший к власти демократическим путем Ted The Mechanic скоро достанет (если уже не достал) всех фэнов. Но мнение зрителей, похоже, вновь никого не интересует. Про сюрпризы, которые рождаются за 2 минуты до выхода на сцену, речь не идет в принципе. Посмотрите на сет-лист первого концерта тура, и вы с вероятностью 99% узнаете, что будет в последнем. По контракту "на бис" Deep Purple исполняет 2 номера. Трудно сказать, что было записано в контрактах у Блэкмора во времена последней реинкарнации Rainbow, но в ходе одного тура количество "анкоров" произвольно менялось от 2 до 7 ( ! ) за вечер, причем в последнем случае продолжительность концертов переходила все разумные рамки. Собственно, Ричи продолжает играть в том же духе и по сей день. Так, во время только что закончившегося германского тура Blackmore's Night, им был исполнен 41 (сорок один) номер, а несколько концертов продолжались около трех ( ! ) часов. Гиллан со товарищи отдыхают.

Эпилог.

      Группа Deep Purple всегда была сложным механизмом, и каждая новая состава неизменно приводила к переменам и в музыке, и в концертах, и во внутреннем климате прославленного коллектива. Но все вышесказанное в этой статье так или иначе свидетельствует о том, после реюньона Deep Purple все же не достигли своего эталонного уровня Mark 2/Mark 3, хотя и вряд ли это было возможно в принципе. Очевидно, что носителем лучших традиций 70-х годов стал Ричи Блэкмор, после ухода которого из группы ушел дух бунтарской чертовщинки, почти ушла заинтересованность в репертуаре и в зрителях, почти ушел настрой на новое творчество.
      Тем не менее, текущий Mark 9 все же имеет одно неоспоримое преимущество перед всеми остальными, включая победивший Mark 6. Он существует. Пусть условно (т.к. мы не знаем, вернется ли Джон), но все же существует. Потенциал у группы был и остается огромным, и как знать - может быть, мы еще дождемся нового альбома, нового репертуара, разнузданных концертов с ритуальным разбиением гитары над могилой несчастного Теда-механика...
      Надеюсь, что мы дождемся. Если только не замучает ностальгия по 70-м...


Дмитрий Зыков
dima@deep-purple.ru
Home  WWW . DEEP-PURPLE . RU