Blackmore's Night in Moscow

МОСКОВСКИЙ ТРИУМФ
Blackmore's Night


Ticket 10.10.03, Москва, Россия.
Московский Дворец Молодежи
2000 зрителей



Set list:
1. "Cartouche" 2. "Play Minstrel Play" 3. "Minstrel Нall" 4. "Under A Violet Moon" 5. "Past Time With Good Company" 6. "Soldier Of Fortune" 7. "Durch Den Wald Zum Bach Haus" 8. "Sixteenth Century Greensleeves" 9. "Wish You Were Here" 10. "Diamonds And Rust" 11. "Home Again" 12. "I Still Remember" 13. "Mr Peagram's Morris And Sword" 14. "Ghost Of A Rose" 15. "Renaissance Faire" 16. Lord Marnen's Violin Solo 17. "Rainbow Blues" 18. Bard David's keyboard solo 19. "Writting On The Wall" (incl."Burn" riff)

Encore:
20. "Beyond The Sunset" 21. "Now And Then"

Длительность: 1 час 50 мин



Ticket 11.10.03, Москва, Россия.
Московский Дворец Молодежи
2000 зрителей



Pre-set:
1. Sisters Of The Moon' 1st song 2. Sisters Of The Moon and Bard David' 2nd song

Main Set:
1. "Cartouche" 2. "Play Minstrel Play" 3. "Minstrel Нall" 4. "Under A Violet Moon" 5. "Past Time With Good Company" 6. "Soldier Of Fortune" 7. "Durch Den Wald Zum Bach Haus" 8. "Sixteenth Century Greensleeves" 9. "Diamonds And Rust" 10. "Home Again" 11. "Village On The Sand" 12. "Mr Peagram's Morris And Sword" 13. "Ghost Of A Rose" 14. "Renaissance Faire" 15. Lord Marnen's Violin Solo 16. "I Still Remember" 17. "The Clock Ticks On"

Encore 1:
18. "All For One" 19. Bard David's keyboard solo 20. "Writting On The Wall" (incl."Burn" riff)

Encore 2:
21. "Rainbow Blues"

Encore 3:
22. "Black Night"

Encore 4:
23. "Smoke On The Water"

Длительность: 2 часа 30 мин


Promo Организатор: Компания JSA
Официальный информационный спонсор: www.deep-purple.ru


Blackmore's Night: Ritchie Blackmore (guitars), Candice Night (vocals), Bard David of Larchmont (keyboards), Squire Malcolm (drums), Sir Robert of Normandy (bass), Lord Marnen of Wolfhurst (violin), 'Sisters of the Moon' - Lady Madeline and Lady Nancy (backing vocals).


Banner       Итак, завершились московские концерты Blackmore's Night 2003 года. Сказать, что они удались - значит не сказать ничего. В свой первый приезд в Россию в апреле 2002 года музыканты дали концерт в Лужниках, оставивший у фэнов противоречивые впечатления. Кому-то тот концерт понравился безусловно (мне в том числе), кто-то остался разочарован. Спустя год мы узнали от самого Блэкмора, что он был тогда не в самом лучшем настроении, отыграв лишь "обязательную программу". Теперь же, несмотря на целый ряд серьезных проблем, мы смогли воочию убедиться, что происходит на сцене, когда Маэстро пребывает в прекрасном расположении духа. Но - обо всем по порядку.
      Концерты получились разные, но их ни в коем случае нельзя сравнивать по принципу "лучше - хуже". Каждый был наполнен своим собственным настроением. Первый - более мелодичный, более акустический и лиричный. Второй - веселый и заводной, более "драйвовый" (если только это слово применимо к музыке группы). И, прежде чем начинать описание концертов, сразу оговорюсь, что мне крайне сложно каждый из вечеров "разложить по полочкам" - настолько цельное, единое впечатление оставили оба выступления. По этой причине я не смогу дать детальную оценку каждому исполненному номеру, но, тем не менее, постараюсь вспомнить интересные моменты. Blackmore's Night in Moscow '2003
      Ричи и Кэндис прилетели в Москву поздним московским вечером 9 октября. Время прилета несколько раз менялось, поэтому встречавшие музыкантов поклонники были вынуждены провести в Шереметьево-2 около 5 часов. Наконец, в 23:30 музыканты вошли в зал. Ричи был настолько любезен, что раздал массу автографов, подписывая любые альбомы. Ну а Кэндис, по словам председателя российского фэн-клуба Михаила Гурева, просто очаровала всех присутствующих своей приветливой естественностью.

День первый

Blackmore's Night in Moscow '2003       10-го с самого утра начались проблемы. В аэропорту при получении аппаратуры выяснилось, что отсутствует 7 контейнеров. Мониторы, хурди-гурди, знаменитая дека Aiwa и какая-то другая техника. Оказалось, что виновата германская авиакомпания "Люфтганза", не догрузившая весь багаж в свой самолет. Неимоверными усилиями пропажа была найдена, доставлена другим авиарейсом в Москву и растаможена в рекордно короткие сроки.
      Даже не зная всех деталей операции, можно с уверенностью сказать, что проделать такой объем работы за каких-то 7 часов под силу только профессионалам высокого класса. Люди из JSA сработали отменно.
      Утром музыканты посетили МДМ, где Ричи внимательно изучил сцену, спустился в зал, посидел на разных местах, походил по рядам. Там же, во Дворце, было дано интервью телеканалу "Культура". Попутно менеджер Ричи, Кэрол Стивенс, отменила ряд предложенных организаторами мероприятий под тем предлогом, что это помешает музыкантам подготовиться к выступлениям.
      Примерно с 18 часов публика начала заполнять фойе МДМ. В 19:30 двери зала были закрыты. Подобные задержки - дело обычное. Народ терпеливо ждал, попутно опустошая содержимое буфета. На удивление много зрителей пришло в костюмах. Пираты, охотники, маги, феи, трубочисты - кого там только не было. По залу дефилировали нарядные фрейлины в роскошных туалетах. Группа людей в княжеских одеждах, распивающая под лестницей коньяк "Хенесси" из пластиковых стаканчиков, вносила в общую картину дополнительный элемент сюрреализма. Стоит особо отметить московский клуб любителей Толкиена. Их костюмам мог бы позавидовать любой театр. Позже ребята заняли в зале весь второй ряд.
      Время шло, прошел еще час от заявленного срока, но двери оставались закрытыми. Дважды прозвучало объявление о том, что "Группа и организаторы просят еще немного подождать".
      Около 21 часа запустили в зал. Вышла переводчица группы и сообщила публике о каком-то совершенно жутком форс-мажоре - Кэндис почувствовала себя плохо, долгое ожидание "Скорой помощи", необходимость госпитализации... Однако Кэндис решила, несмотря ни на что, выступить перед нами и концерт таки состоится. Позже мы узнали, что ситуация действительно была близка к критической, но, к счастью, московские врачи поставили Кэндис на ноги. Причем на концерте она была в таком превосходном настроении, что оставалось лишь восхищаться ее мужеством.
      Концерт начался примерно в 21:40. У меня были опасения, что все эти волнения пагубно скажутся на настроении группы. Ричи стоял с гитарой в нескольких метрах передо мной, но после первых же аккордов я понял, что все будет в порядке. Появившаяся Кэндис Найт была встречена шквалом аплодисментов. Дальнейшее действо иначе, как праздником, назвать невозможно. Кэндис поблагодарила нас за терпение ("They fixed me up") и держалась великолепно.
      Близость к сцене позволяла слышать почти все разговоры Кэндис и Ричи. По первым же репликам Блэкмора стало ясно: Маэстро в превосходном настроении. Было интересно слышать, как он время от времени эмоционально прикрикивает "Хэ-э-э-эй", подпевает и прикалывается над музыкантами.
      Запомнились такие веселые моменты. Ричи подкрадывается к поющей Кэндис (она его не замечает), наклоняет голову, словно прислушиваясь. Услышав ее голос, удивленно поднимает брови и, удовлетворенно кивнув головой, отходит на свое место. Другой эпизод - Блэкмор показывает на первый ряд и заявляет Кэндис что-то вроде "не понимаю, зачем они пришли в этих глупых одеждах" ("silly clothes"), в ответ на что толкиенисты рассмеялись - "А мы всегда так ходим". Потом досталось нашему редактору А.Гусенкову. Ричи сказал Кэндис, что "Вся публика его очень воодушевляет. Кроме него", показав пальцем на Андрея. Кэндис добросовестно повторила этот жест, озвучив его в микрофон. Разумеется, весь первый ряд от этой сцены сполз со стульев от смеха.
      Кэндис и Ричи начали спрашивать у публики - что сыграть. И хотя "16Th Century Greensleeves" была явно домашней заготовкой, мы были удивлены, когда Блэкмор, снова, подойдя к краю сцены, приставил к уху ладонь, спрашивая у зрителей "What? What?" Наши крики "Greensleeves!" остались без внимания, но кто-то сзади крикнул "Wish You Were Here", и Ричи, повернувшись к Кэндис, сказал: "Ok". Удивленная Кэндис переспросила "Wish You Were Here?" Блэкмор кивнул. В итоге была исполнена совершенно незапланированная песня по просьбе зала.
      Вообще говоря, сет-лист концерта Ричи корректировал по ходу вечера. Да и само исполнение строилось так, чтобы дать больше отдыха Кэндис. Особенно это было заметно в самом начале - много инструментальных проигрышей, много акустики, много мелодичных, спокойных моментов. "Minstrel Hall" был сыгран, фактически, два раза - Ричи сделал два захода вместо обычного одного, явив нам удлиненную версию этого трека. То и дело Блэкмор вопросительно смотрел на Кэндис, как бы спрашивая о ее самочувствии, на что получал улыбку очаровательной девушки. Все было в порядке.
      В середине концерта Ричи взял в руки пластиковый стакан с пивом, подошел к краю сцены и, со словами "It's for you", протянул его мне. Думаю, любой фанат Блэкмора поймет мое состояние - не понимаю, как в тот момент я не умер :-) Только одна мысль сверкнула молнией в сознании: "Жизнь - удалась!" Второй стакан был вручен кому-то из второго ряда.
      Кэндис пела великолепно. Поначалу мне показалось, что есть какие-то сложности с голосом, но уже после первой песни стало ясно, что это была лишь проблема со звуком, быстро исправленная техниками. Справа на сцене стоял старинный дивайс - тот самый, пропавший в аэропорту "хурди-гурди". Но в этот вечер устройство, видимо, не заработало. Ричи подошел к нему, пощелкал выключателем, что-то там повертел и отложил эту затею (как оказалось, до следующего концерта).
      Играла группа замечательно. Особо выделю "Ghost Of The Rose", которая мне не очень понравилась на альбоме. В живом исполнении эта песня получилась настолько лирической и проникновенной, что моего восторга не передать никакими словами. Как ее поет Кэндис - загляденье.
      Ричи играл на акустических гитарах, мандолинах, часто брал в руки и свой белый "Стратокастер". Для зрителей в костюмах была специально исполнена "Renaissance Faire". Чертовски красивыми получились "Soldier Of Fortune", "I Still Remember" и особенно "Diamonds And Rust". Оригинальная версия от Джоан Баэз проигрывает по всем статьям.
      Отдельно нужно сказать о скрипаче, которого называют Lord Marnen. В прошлом году меня покорил его предшественник, Крис Дивайн, с которым конкурировать крайне сложно. Но Ричи увел команду со сцены, оставив одного скрипача. Жест Блэкмора - ребром ладони по горлу - не предвещал Марнену ничего хорошего. Словом, соло на скрипке длилось около двух с лишним минут, и зажег Марнен по-взрослому, не забыв включить в свою мини-программу "Подмосковные вечера". Пот с парня лился ручьем, но группа таки вернулась. Выяснилось, что как раз в пятницу у него был день рождения, в честь чего для изможденного музыканта сыграли "Happy Birthday To You".
      Завершавший основную программу "Writing On The Wall" содержал легендарный рифф из "Burn" и замечательное соло на "страте" - публика просто рыдала от восторга. В каждом номере Блэкмор показывал мастер-класс. С нескрываемым удовольствием и в хорошем настроении.
      Не могу не отметить собравшуюся публику. Наконец-то на концерт пришел "свой" зритель. Минимум пьяных воплей (да и те, что я слышал, требовали что-то из репертуара Blackmore's Night), бурные овации и огромное уважение ко всем музыкантам. Море цветов, море подарков. Молоденькие девочки подарили Кэндис плюшевого мишку и самодельный браслетик. Кэндис с неподдельной искренностью приняла подарки, тут же надев браслет себе на руку. Когда группа вышла "на бис" и Ричи заиграл волшебный "Beyond The Sunset", весь двухтысячный зал замер - тишина стояла просто гробовая. Никогда не видел ничего подобного.
      Последняя, заключительная "Now And Then", стала гармоническим завершением лирического концерта. Уверен: если бы не задержки и позднее время - музыканты играли бы еще дольше. Но, увы, все хорошее быстро кончается. Овация зала, цветы, подарки... Ричи, Кэндис и очаровательные "лунные сестрички" жмут руки зрителям... Волшебство, которое творил Ричи в течении почти двух часов, завершилось.
      Я знаю точно, что в зале были люди, скептически настроенные к этому проекту. И знаю, что после концерта они радикально изменили свое мнение. Что и говорить - хорошая музыка не может не приобретать все больше и больше поклонников. Это была музыка для сердца.

День второй

Banner       Надежды на то, что со здоровьем Кэндис все в порядке, не оправдались. И хотя в зал начали пускать почти вовремя, задержка, тем не менее, составила около часа. При этом случилось тревожное и по-своему уникальное событие: объявив о плохом самочувствии Кэндис, переводчица группы пригласила на сцену Sisters of the Moon, которые исполнили две песни без инструментального сопровождения (на второй номер к ним присоединился клавишник группы, Bard David). После их выступления вновь наступила пауза примерно на 15-20 минут.
      Концерт начался. И снова мое внимание было направлено на Ричи. Блэкмор вновь был в превосходном настроении. Кэндис же, похоже, чувствовала себя гораздо лучше. Выступление получилось задорным.
      Ричи подшучивал над Кэндис и - большая редкость! - даже поговорил с публикой. Перед тем, как сыграть объявленную "Mr peagram's Morris and Sword", он посмотрел на зрителей и произнес - ""It's a bit like Smoke on the Water". Перед другим номером, так же объявленным Кэндис, Блэкмор громко спрашивает у зала: "Are you ready?", В ответ зал гаркнул:"YEAH!!!", "But I'm not", - спокойно произнес гитарист. Зал покатывается от хохота.
      Совершенно очаровательный момент, подчеркивающий почти домашнюю атмосферу в зале, случился во время исполнения веселой "Home Again". В этой песне каждый куплет начинается после паузы, и Кэндис поет первые строки в полной тишине. Но перед вступлением Кэндис должен прозвучать короткий гитарный перебор Блэкмора. И вот, остался последний куплет. Кэндис набирает воздуха, ожидая проигрыша. Тишина. Она поворачивается к Ричи... Дальше последовал бессловесный диалог одними жестами и взглядами.

Кэндис, подняв брови: "Ну, играй же!".
Ричи, кивком указывая на микрофон: "Пой".
Кэндис: "Ну, сыграй же вот это" (витиеватый жест на ричину гитару).

      Блэкмор, пожав плечами, быстро играет нужный проигрыш и вновь смотрит на Кэндис. Та говорит залу в микрофон: "Ричи любит, когда последнее слово остается за ним". Смех на сцене и в зале. После чего песня была допета до конца.
      Рядом со мной сидел один из наикрутейших фэнов Блэкмора, маленький японец, чьего имени я не знаю. Он ездит за Ричи по всем странам (я видел его в Москве и в прошлом году), и нынешний концерт у него был, если я правильно помню, сто сорок третий. В этот вечер случилось неординарное событие: после второй песни Блэкмор подошел к краю сцены и преподнес японцу в подарок одну из своих гитар. До этого подобной чести удостоился лишь Райнер, председатель немецкого фэн-клуба Блэкмора.
      Японец явно не ожидал такого подарка. Позднее он мне рассказал, через слово добавляя восторженное "Unbelievably!", что это та самая гитара, которую Ричи использовал во время записи трека "Past Time With Good Company". Была и раздача пива, хотя на этот раз после первого стакана, врученному тому же японскому фэну, у сцены моментально собралась толпа. Несколько стаканчиков перекочевали в зрительный зал.
      Вновь большая удача выпала А.Гусенкову. Во время аплодисментов после одного из номеров, Ричи, изобразив на лице крайнее недовольство, покачал головой, демонстративно похлопал в ладоши, указал пальцем на Андрея и сделал жест - сжатая ладонь и большой палец вниз. Что и говорить, не каждому выпадает шанс почувствовать себя Иэном Гилланом. Нет слов, Андрею везло уже два вечера подряд.
      Скрипач группы вновь сыграл соло, гораздо короче, чем накануне, но включив в него на этот раз "Калинку-малинку". Blackmore's Night in Moscow '2003
      Концерт, как я уже говорил, прошел на большом подъеме. В основном сет-листе появились "Village On The Sand" и "The Clock Ticks On". Вступление к последней Ричи сыграл как раз на этой самой "хурди-гурди", которая издавала очень необычный звук, отдаленно напоминающий шотландскую волынку. "Тикающие часы" и завершили выступление группы.
      Народ устроил настоящую овацию - вскочившие со своих мест зрители и не думали расходиться. Музыканты вышли на сцену через минуту. Стоящая сзади меня девушка сказала - "Вот сейчас, наверное, начнется настоящий концерт". Я кивнул, ибо был уверен - в этот раз "encores" должны получиться боевыми - настолько нынешний концерт шел, что называется, "по нарастающей". Кроме того, еще не был сыгран "Writing On The Wall. Просто не могло не быть этого номера в такой вечер.
      Итак, Ричи берет стратокастер, и... Красивый гитарный проигрыш - "All For One"!! Зал был заведен с пол-оборота. После него действительно последовал второй боевик - "Writing On The Wall". От души, с "берном", по-нашему... В зале уже никто не садился. Цветы, рукопожатия. Прямо у сцены мне удалось взять боевой автограф у Кэндис.
      Ричи делает вид, что с трудом "оттаскивает" ее от фэнов. Пространство перед пустой сценой уже забито - и никто не уходит. Публика скандирует "Blackmore's Night! Blackmore's Night!"
      Не побоюсь утверждать, что вряд ли в зале остались недовольные, если б на этом все и закончилось. Но они вернулись! "Rainbow Blues". Казалось бы, все. Желать больше нечего. Неистовый зал требует продолжения.
      И вдруг, как-то незаметно появляется один Ричи, прокравшись вдоль своих гитар. Берет стратокастер, выходит на середину (остальные музыканты бегом занимают свои места), и... Ради таких моментов стоит жить. Подарок был просто королевский - Блэкмор зажег аж саму "Black Night"! И как зажег - с удовольствием, посмотрев на зал, ожидая нашего вопля в такт ключевому аккорду...
      Стоит ли говорить, что мы ответили так, как могли - мы пели "Black Night" на концерте Ричи Блэкмора! Со стороны группы ее исполнили Кэндис и басс-гитарист Роберт. Хотя перед сценой их было практически не слышно за пением зала - зрелище феноменальное. Ричи играл прекрасно, будто вернувшись в прошлые времена. Казалось бы, какая точка к вечеру. Блэкмор попрощался с залом и быстро скрылся за декорациями. Но... Неужели они выйдут в четвертый раз?
      Думаю, что 11 октября в районе Комсомольского проспекта сейсмологи Москвы зарегистрировали поздемный толчок. Мало того, что Ричи вновь вышел на сцену. Он заиграл... Нет, не так. Он просто взорвал Москву своим риффом.
      Да-да, тем самым, который вознес его на самую вершину музыкального мироздания. Тем самым, который заставлял наши сердца бешено колотиться уже в течении 30 с лишним лет. Который прост и гениален, который мы слышали тысячи раз и никогда не сможем наслушаться. Это был "SMOKE ON THE WATER"!
      Исполнение этой песни было сюрпризом, похоже, и для самих музыкантов, включая Кэндис, которая была, казалось, оглушена нашей реакцией. Мы пели вместе с ней, или она пела вместе с нами - сказать трудно. Не это главное. Важно другое. Ричи Блэкмор сделал для нас то, чего не делал никогда, выступая с "Blackmore's Night". Да, были году эдак в 97-98 отдельные концерты, где игралось попурри из "любимых риффов", но чтоб вот так, отыграть почти полный номер, да еще после "Black Night"...
      Ричи закончил номер, дав нам вволю попеть хором. В этот момент стало ясно, что праздник завершился - ну чего еще можно желать после такой феерии? В зале включили свет, техники начали возиться с аппаратурой, отдав фэнам остатки пива и по-прежнему наотрез отказываясь подарить на память бумажки с сет-листом. Эмоций больше не было - они остались в музыке, звучавшей два вечера в этом замечательном зале.
      У служебного входа толпились фэны, жаждавшие еще раз, хотя б одним глазком посмотреть на музыкантов. Но стоявший перед входом черный "Мерседес" с тонированными стеклами неожиданно сделал маневр, отъехав к главному входу. Толпа ринулась туда и - успела. Ричи и Кэндис быстрым шагом спускались по ступенькам МДМ. Ричи на ходу поблагодарил своих поклонников, и огни увозящего его автомобиля растворились в ночной Москве.

Blackmore in Moscow '2003

      Увидим ли мы его еще раз? Будем надеяться, что да. Позднее я слышал, что люди из окружения Блэкмора, цитирую, "давно не видели Ричи в таком прекрасном настроении после концерта". Очень надеюсь, что мы, зрители, этому способствовали.
      Не могу не сказать добрых слов в адрес компании JSA. Стоит напомнить следующее. До 2002 года приезд Блэкмора несколько раз отменялся по причинам, связанных с российскими промоутерами, которые пытались организовать концерты с грубыми нарушениями контрактных обязательств. После нескольких прецедентов, менеджмент Блэкмора стал относиться к самой идее приезда в нашу страну очень настороженно. Прошлогодний концерт в Лужниках стал большим успехом JSA, показавший, что и в России есть компании, способные организовать приезд звезд подобного уровня. И сам факт, что в нынешнем году JSA вновь организовала подобный праздник, говорит о том, что для Blackmore's Night появилась проторенная дорожка в Россию, которой они, надеюсь, воспользуются в будущем. За это можно лишь снять перед JSA шляпу. Спасибо вам всем.
      В заключение хочется сказать следующее. Музыка "Blackmore's Night" завоевала себе много новых поклонников. Процитирую высказывание одного из посетителей нашего форума (Shade), к которому практически нечего добавить:

      "Мы тут много спорили, великий ли Блэкмор музыкант, гитарист, импровизатор. Для меня очевидно одно: Блэкмор - ВЕЛИКИЙ творец, который не просто создает, но и наделяет свои творения духом."

До встречи на концертах, друзья!

Дмитрий Зыков, dima@deep-purple.ru
(Фото: А.Макеев "MK", JSA)

More   Отчет о концерте 10 октября 2003 г. (Д.Коротеев, dmitrykoroteev@mtu-net.ru) Home  WWW . DEEP-PURPLE . RU